В Бурятии много отраслей свободных от конкуренции. Главным конкурентом в бизнесе являются представители администрации - здесь наш рейтинг ниже среднего в России.

16 июня 2005
Состояние конкурентной среды малого бизнеса в Республике Бурятия (Отчет по результатам исследования ОПОРА РОССИИ и ВЦИОМ). Состояние конкурентной среды оценивалось на основе 3-х вопросов: 1) Существуют ли в регионе отрасли экономики, доступ в которые для малого бизнеса кем-либо искусственно затруднен? 2) В какой степени крупные компании в вашем регионе создают препятствия доступу в отдельные отрасли? 3) Как часто представители администрации региона создают преференции отдельным фирмам? Оценивались предприятия численностью до 100 чел. Ситуация с конкуренцией по оценкам предпринимателей в России в целом неблагоприятная. Половина опрошенных респондентов считают, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. Только 23% полагают, что таких отраслей нет. Еще четверть опрошенных затруднились с ответом, что говорит о высокой степени неопределенности для малых предпринимателей. По результатам ответов на вопрос - " Существуют ли в регионе отрасли экономики, доступ в которые для малого бизнеса кем-либо искусственно затруднен?", Бурятия заняла 20 позицию в региональном рейтинге из 80 субъектов РФ. Регионы разделились на следующие категории: Нетипично преуспевающие регионы Преуспевающие регионы Типичные регионы выше среднего уровня Средние Типичные регионы ниже среднего уровня Отстающие регионы Нетипично отстающие регионы Бурятия относится к категории " Типичные регионы выше среднего ". Наиболее свободная конкуренция, по мнению предпринимателей – в Северной Осетии и Тульской области. Эти регионы существенно опережают своих ближайших преследователей: Омскую, Ярославскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, которые тоже имеют достаточно высокий уровень свободы конкуренции. Хуже всех с конкуренцией в Алтайском крае и Воронежской области. В этих регионах порядка 80% респондентов, заявили, что есть отрасли «свободные от конкуренции». Очевидно, что разные регионы находятся на разных стадиях развития региональных рынков и для некоторых субъектов высокое значения этого показателя может говорить скорее об отсутствии сложившихся отраслей, в которых доминировали бы отдельные агенты. Это в первую очередь относится к таким республикам как Ингушетия, Северная Осетия, Калмыкия, а также Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу. Интересно, что аутсайдер по условиям конкуренции с точки зрения доступа в отдельные отрасли республика Алтай занимает при этом наряду с Ингушетией самое высокое место по условиям конкуренции с точки зрения влияния крупного бизнеса. В этих регионах крупные компании практически не мешают работать малым предприятиям и связано это, скорее всего, с отсутствием крупного бизнеса как такого. Та же самая логика по всей видимости может быть распространена на такие регионы как Костромская, Брянская, Ульяновская области, республики Калмыкия, Северная Осетия, Марий Эл, Кабардино-Балкарская республика, Алтайский край, Камчатская область, Ямало-Ненецкий автономный округ («Газпром» явно не может быть конкурентом малого бизнеса). А вот такие области как Самарская, Новгородская, Вологодская, Архангельская могут действительно оцениваться как регионы, в которых удалось решить проблему доминирования крупного бизнеса. Хотя надо понимать, что в этих субъектах предприниматели могут вкладывать разный смысл в понятие «крупные компании». Вопрос: В какой степени крупные компании в вашем регионе создают препятствия доступу в отдельные отрасли? Бурятия имеет рейтинг 37, что соответствует категории "Средние регионы ". Среди регионов, в которых крупные компании монополизируют или олигополизируют отрасли экономики конечно первым следует назвать Москву. Московские предприниматели достаточно однозначно оценивать ситуацию, сложившуюся в столице. Две трети респондентов полагают, что крупные компании мешают работать малым предприятиям в своей отрасли. Еще труднее приходится предпринимателям в Саратовской, Курской и Липецкой областях. Среди прочих аутсайдеров по этому индексу отметим Тульскую область, которая по другим показателям напротив занимает, как правило, высокое место и Нижегородскую область, которая объективно развивается достаточно динамично, но при этом у нее ряд проблем, которые сдерживают ее рост. Интересно, что и в данном случае работает обнаруженная нами ранее похожая закономерность: оценка собственного финансового положения существенно зависит от того, насколько крупные компании мешают работать малым предприятиям. Что касается Нижегородской области, то она занимает одновременно первое место в рейтинге регионов по показателю, характеризующих уровень использования своего служебного положения администрациями для создания благоприятных условий отдельным фирмам. Но здесь надо учитывать на каком плачевном фоне выделяется данный регион. В среднем по России 65% респондентов считает, что региональные власти «часто» или «иногда» используют административный ресурс для предоставления нелегитимных преференций отдельным бизнесам и предпринимателям. Только 6% предпринимателей полагают, что это никогда не происходит. Не такая плохая ситуация с административным протекционизмом в Новосибирской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Вопрос: Как часто представители администрации региона создают преференции отдельным фирмам? Бурятия имеет рейтинг 43, что соответствует категории " Типичные регионы ниже среднего". Выдающимся регионом, где процветает административно-преференциальный бизнес, является Татарстан. 78% предпринимателей этого региона считают, что использование служебного положения в бизнес целях частая практика республиканских властей. В меньшей степени это свойственно для Читинской, Пензенской, Московских областей, Красноярского края и Якутии. Показательно, что мы выявили высокий уровень связи между уровнем административного протекционизма в регионе и уровнем недобросовестной конкуренции со стороны крупного бизнеса. Это говорит о том, что, как правило, административные преференции относятся именно к крупному бизнесу (очевидно, что для малого бизнеса крупным может восприниматься и достаточно средний бизнес по объективным критериям). Таким образом, объединенные общим интересом региональная администрация и дружественный ей бизнес могут поддерживать бесконкурентную среду на отдельных рынках и искусственно сдерживать развитие предпринимательства. В этой ситуации малому бизнесу приходится искать открытые рыночные ниши, работа на которых не всегда рентабельна и не позволяет реализовывать более динамичные инвестиционные стратегии. В итоге интегральный рейтинг Республики Бурятия по состоянию конкурентной среды МБ составил - 40. Следующие отчеты будут представлены по темам: "АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ"; "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"; "УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ"; "МОТИВАЦИЯ БИЗНЕСА"; "КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ" Ранее размещенные отчеты доступны на портале в разделе "Перспективы социально-экономического развития региона" - "Республика Бурятия" БРО ОПОРА РОССИИ

Назад к списку
Поиск: