МБ Бурятии неликвиден (69 место в РФ), вынужден больше всех тратить денег на взятки (78 место! из 80). Но если кто и не создает ему Административных барьеров, так это Налоговая инспекция (6 место по России!)
Издержки взаимодействия малого бизнеса с административными органами и проверяющими инстанциями в Республике Бурятия (Отчет по результатам исследования ОПОРА РОССИИ и ВЦИОМ).
Уровень административных барьеров в РБ оценивался на основе 5-х вопросов:
1) Среднее количество проверок в 2004 г.
2) Насколько распространена в регионе практика решения проблем с чиновниками с помощью взяток?
3) Доля от выручки, расходуемая на разного рода незаконные выплаты
4) Как изменилась процедура взаимодействия с налоговыми органами за последние пару лет?
5) Если бы собственник вашего бизнеса решил его продать, насколько легко он мог бы это сделать?
Оценивались предприятия численностью до 100 чел.
Взаимодействие предпринимателя с администрациями, проверяющими инстанциями и т.д. влечет за собой для него временные и финансовые (в том числе коррупционные) затраты. Снижение затрат на взаимодействие с представителями государства (трансакционных издержек) является важнейшим из направлений в комплексе мер, направленных на улучшение положение малого бизнеса.
Вероятно, наиболее проблемным аспектом взаимодействия малого бизнеса с государством выступают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством. Рассмотрим в региональном разрезе, как часто, по их собственным словам, предпринимателям приходилось в 2004 году переживать процедуру проверки. Отметим, что не все респонденты, естественно, могли назвать точное число проверок, поэтому полученные данные следует интерпретировать как общее впечатление предпринимателей от интенсивности проверочной деятельности контрольных инстанций.
По результатам исследования получены следующие данные:
Вопрос: Среднее количество проверок в 2004 г.
Бурятия заняла 47 позицию (середняки) в региональном рейтинге из 80 субъектов РФ.
Регионы разделились на следующие категории: Лидеры, середняки, аутсайдеры.
Итак, реже всего беспокоят проверками предпринимателей Алтайского края, Приморского края, Томской области, ХМАО и некоторых других регионов. Чаще всего с проверками сталкивается бизнес Тамбовской области, Ростовской области, Мордовии, также к группе аутсайдеров по этому показателю относится Московская область.
Важно знать не только количество проверок, но также понимать, как часто при проведении проверок предприниматель сталкивается с разного рода нарушениями. Не так страшно большое количество проверок самом по себе, как те проблемы, которые могут в их ходе появиться у предпринимателя.
Вопрос: Насколько распространена в регионе практика решения проблем с чиновниками с помощью взяток?
Рейтинг Бурятии - 31 (типичный регион выше среднего, индекс 100)
Отметим, что лишь 30 регионов из 79 имеют по данному показателю индекс, превышающий «100». Это означает, что ситуацию со взятками чиновникам в целом оценивают положительно в меньшинстве регионов.
Специально обратим внимание на Тульскую губернию, лидерство которой по коррупционному показателю, видимо, имеет реальные основания. В последние полтора-два года в Тульской области проводится довольно интенсивная антикоррупционная компания. Вероятнее всего, это связано с тем, что две ключевые фигуры силового блока Тульской области старались активно продвинуть себя в политической сфере. Так, глава УВД ТО В. Рожков являлся кандидатом в депутаты Госдумы РФ на выборах в декабре 2003 г. На волне этой антикоррупционной компании заведены уголовные дела по обвинению в получении взяток и произведен ряд арестов среди сотрудников администраций районов Тульской области (в их числе есть даже главы районов), правоохранительных органов, военкоматов, пожарной охраны, высших учебных заведений и т.п.
Апофеозом антикоррупционной компании в Тульской области стал арест главы областной Налоговой инспекции В. Реша по обвинению в получении взятки. Дело длится уже практически год, и получило широкий общественный резонанс в Тульской области. Можно сказать, что это событие явилось знаковым как для многих потенциальных «взяткополучателей», так и «взяткодателей».
Видимо, аналогичные обоснования возможно найти для других регионов, занимающих те или иные места по данному показателю.
После того, как мы выяснили ситуацию с распространенностью практики взяток, есть смысл рассмотреть, какие затраты несет малый бизнес на разного рода незаконные выплаты как долю от выручки.
Вопрос: Доля от выручки, расходуемая на разного рода незаконные выплаты
Регионы разделились на следующие категории:
Нетипично преуспевающие регионы, Преуспевающие регионы, Типичные регионы выше среднего уровня, Средние, Типичные регионы ниже среднего уровня, Отстающие регионы, Нетипично отстающие регионы.
Бурятия имеет рейтинг 78 из 80 регионов РФ, что соответствует категории "Нетипично отстающие регионы ".
Доля от выручки на незаконные выплаты для МБ в Бурятии составляет 21,4%.
Средний показатель по РФ составляет 8.5%. Отметим присутствие в группе лидеров Алтайского края, который, со слов резидента, в котором сложилась очень благоприятная ситуация с поддержкой предпринимательства вообще (вплоть до предоставления кредитов безработным на открытие собственного дела) и торгово-производственными площадями в частности. По данным, на которые ссылался источник, Алтайский край выглядит заметно лучше регионов Сибири и Дальнего Востока в плане площадей, и это результат целенаправленной политики властей. Можно предположить, что действия властей по развитию МП сказываются и на уровне правовой защиты бизнеса, что выражается, помимо прочего, в низком уровне издержек на «задабривание» чиновников и т.п. мероприятия.
К практике взяток имеет прямое отношение вопрос о т.н. «откатах» представителям государства за получение заказа. В целом по РФ нельзя сказать, что по этому вопросу существует консенсус. Прежде всего, значительная доля респондентов (33.2%) затрудняется так или иначе обозначить позицию. 31% полагает, что такая практика широко распространена, соответственно 18.3% и 17.5% - что мало распространена или практически отсутствует. Можно констатировать, что лишь меньшинство считает практику откатов широко распространенной, в целом же предприниматели не склонны считать это явление повсеместным.
В региональном разрезе отметим ряд регионов, где большинство респондентов полагают практику откатов широко распространенной. Это Адыгея (58%), Татарстан (52%), Красноярский край (57%), Астраханская область (52%), Московская область (58%), Читинская область (54%), Москва (66%).
Следующий аспект взаимодействия малого бизнеса и государства – отношения с налоговой инспекцией. В целом по РФ почти половина опрошенных (47.6%) считают, что за последние пару лет в этой сфере ничего не изменилось, 25.8% полагают, что процедура взаимодействия упростилась, 21.1% - напротив – усложнилась. Таким образом, по общему мнению предпринимателей, ситуация, скорее, осталась прежней. Так обстоят дела в целом по стране, тем не менее, в региональном разрезе ситуация сильно разнится.
Вопрос: Как изменилась процедура взаимодействия с налоговыми органами за последние пару лет?
Бурятия имеет рейтинг 6, что соответствует категории "Преуспевающий регион".
Примерно в половине регионов ситуация за последние два года, по оценке респондентов, улучшилась. В этом плане безусловным лидером оказалась Адыгея, также среди лидеров ряд других национальных республик.
Что касается республик Северного Кавказа, где контакты с налоговыми службами, по словам респондентов, заметно облегчились, консультанты из этих регионов ссылались на особый культурный фон, который соответственно отражается на отношениях бизнеса и представителей государства (не только налоговых служб). Речь идет о специфике национальных культур, поведенческих стереотипах, которые не позволяют уступать «без боя» явно декларированной агрессии и идти в такой ситуации на какие-либо уступки. В результате у представителей органов власти (как, кстати, и криминалитета) есть четкое понимание, что затраты на достижение незаконных целей могут превзойти вероятные выгоды. Фактор национальной специфики республик Северного Кавказа будет также играть важную роль, когда речь пойдет об уровне безопасности малого предпринимательства.
Наконец, важным аспектом функционирования малого предпринимательства является возможность продать бизнес, когда в этом появится необходимость. Развитый, хорошо функционирующий рынок бизнесов снижает предпринимательские риски, поскольку облегчает выход из дела, и предприниматель, может держать в уме и такой вариант как продажу бизнеса.
В целом по РФ предприниматели настроены достаточно оптимистично. 22.5% респондентов, что неожиданно много, считают, что собственник бизнеса мог бы продать его без особых проблем, еще 35.7% также считают, что продал бы, хотя и с некоторыми сложностями. В сумме это составляет более половины опрошенных, тогда как доля «пессимистов» не превышает 30%.
Вопрос: Если бы собственник вашего бизнеса решил его продать, насколько легко он мог бы это сделать?
Рейтинг Бурятии - 69 из 80 (отстающий регион).
Как достаточно развитый рассматривают региональный рынок бизнесов в столь разных регионах, как Москва и Северная Осетия. Это объясняется, видимо тем, что Москва уже много лет располагает развитой рыночной инфраструктурой, рыночными институтами и процессами – не идеальными, но в основном отлаженными лучше, чем в остальной России. В первую очередь это относится к крупному бизнесу, однако в плане ликвидности малого бизнеса играет свою роль наличие платежеспособного спроса. Что же касается высокой ликвидности малого бизнеса в Северной Осетии, то ее можно объяснить растущей инвестиционной привлекательностью именно малых предприятий. В регионе почти два года действует специальная правительственная комиссия по помощи МП, малые предприятия, которые непосредственно производят продукцию и оказывают бытовые услуги населению, пользуются налоговыми льготами. В результате чего малый бизнес в последние годы заметно увеличил свою долю в ВРП Северной Осетии (по некоторым данным, она превысила 25%).
В итоге интегральный рейтинг Республики Бурятия по "АДМИНИСТРАТИВНЫМ БАРЬЕРАМ МБ составил - 32.
Следующие отчеты будут представлены по темам:
"ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ";
"УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ МБ В РБ";
"МОТИВАЦИЯ БИЗНЕСА В РБ";
"КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В РБ"
Ранее размещенные отчеты доступны на портале в разделе "Перспективы социально-экономического развития региона" - "Республика Бурятия"
БРО ОПОРА РОССИИ
Назад к списку