Поддержка малого бизнеса региональной и местными властями в Бурятии. Оценка - ниже среднего.
Поддержка малого предпринимательства в Республике Бурятия (Отчет по результатам исследования ОПОРА РОССИИ и ВЦИОМ).
Cтепень поддержки малого предпринимательства в РБ оценивалась на основе 5-х вопросов:
1) Как бы вы охарактеризовали отношение региональных властей к МП?
2) Как бы вы оценили отношение местных властей к МП?
3) Кто в большей степени должен поддерживать малый бизнес?
Оценивались предприятия численностью до 100 чел.
Под поддержкой малого предпринимательства подразумевалось отношение региональных и местных властей к малому бизнесу. Респондентов просили оценить, как действия и инициативы властей отражаются на функционировании МП региона.
В целом по РФ отношение к политике региональных властей скорее позитивное. Малый бизнес не готов заявить, что власти создают «благоприятные» условия, но, по крайней мере, «приемлемые».
Такое отношение можно интерпретировать с позиций текущих экономических результатов малых предприятий. Специфика МП не позволяет им иметь отрицательную рентабельность сколько-нибудь длительное время, поэтому действующие МП, по крайней мере, не убыточны, а значительная их часть обеспечивает владельцам и менеджменту приемлемый уровень жизни. Логично, что и условия существования бизнеса представители таких предприятий оценивают как «приемлемые».
По результатам исследования получены следующие данные:
Вопрос: Как бы вы охарактеризовали отношение региональных властей к МП?
Регионы разделились на следующие категории: Нетипично преуспевающие регионы, Преуспевающие регионы, Типичные регионы выше среднего уровня, Средние, Типичные регионы ниже среднего уровня, Отстающие регионы, Нетипично отстающие регионы.
Бурятия заняла 52 позицию (Типичные регионы ниже среднего) в региональном рейтинге из 80 субъектов РФ.
С чем может быть связана оценка политики региональных властей по отношению к МП? Прежде всего отметим, что те респонденты, которые хорошо оценивают состояние своего бизнеса в целом, и политику региональных властей склонны оценивать положительно.
Здесь могут быть два варианта интерпретации. Первый из них предполагает, что предприниматель внимательно следит за действиями и инициативами органами власти, оценивает, как эти инициативы сказываются на состоянии его бизнеса, и если эффект положительный, то и оценка действий властей соответствующая. Этот вариант назовем рациональным. Однако в данном случае, как и в случае политических оценок, «рационалисты», скорее всего, составляют явное меньшинство. Намного более вероятен другой вариант, когда те предприниматели, которые хорошо оценивают состояние своего бизнеса, в силу именно этой причины и условия существования бизнеса (в контексте действий властей) полагают как приемлемые. Видимо, поэтому такие регионы, как Тульская область, Костромская область, ЯНАО, Кемеровская область, Читинская область, Нижегородская область, которые возглавляют список в рейтинг одобрения региональных властей, находятся в верхней части листинга и по критерию оценки состояния своего бизнеса на текущий момент.
Точно так же (т.е. «нерационально») одобрение деятельности региональных властей положительно связано с оценкой своего финансового состояния как устойчивого и достаточного для развития, с шансами выиграть в суде дело против руководства региона.
Однако в том, что касается имеющейся связи между оценкой отношения к МП властей и оценкой доступности производственных площадей, то эта связь, видимо, рациональная, т.е. сначала бизнес видит, что получить площади легко, и это соответственно отражается на его оценке властей. Видимо, также рациональной является связь между оценкой отношения органов власти к МП и созданием преференций отдельным фирмам: те респонденты, кто плохо оценивает политику региональных властей в отношении МП, намного чаще заявляют, что представители администрации насаждают нечестную конкуренцию, используя свое служебное положение.
Одним из критериев оценки отношения региональных администраций к МП выступает практика решения проблем с чиновниками с помощью взяток. Те респонденты, которые считают, что такая практика мало распространена, и деятельность администраций оценивают лучше.
Оценка отношения местных органов власти к МП в РФ практически идентична: порядка 47% считают, что местные органы власти создают «благоприятные» (5.8%) или «приемлемые» условия (41.1%), около 40% считают, что «мешают» или «скорее мешают».
Данные по Бурятии:
Вопрос: Как бы вы оценили отношение местных властей к МП?
Рейтинг Бурятии - 48 (типичный регион ниже среднего).
Больше всего надежд предприниматели в России возлагают на местные власти: 42% опрошенных заявили, что в наибольшей степени поддерживать малый бизнес должны именно муниципальные власти. На втором месте администрация региона (29%), далее федеральный центр (21%). Итак, чем дальше от «мест» конкретный уровень власти, тем меньше предприниматели склонны к нему апеллировать в вопросах улучшения условий ведения бизнеса. В принципе, это довольно логично, даже с учетом того, что ни местные, ни региональные власти в целом по стране не зарекомендовали себя как защита и опора малого предпринимательства. Если же где-то основной запрос о поддержке адресован, например, федеральному центру, это может говорить об очень серьезных проблемах на местах, хотя возможны и иные объяснения.
Рассмотрим теперь, нет ли регионов, где ситуация заметно отличается от общероссийской.
Вопрос: Кто в большей степени должен поддерживать малый бизнес? %
регион
Федерал. власти власти региона Муницип. власти никто не должен поддерживать затрудняюсь ответить
Усть-Ордынский Бурятский АО 36,0 32,0 28,0 0,0 4,0
Иркутская область 29,4 25,5 37,3 2,0 5,9
Ханты-Мансийский АО 54,0 6,0 16,0 18,0 6,0
Республика Бурятия 8,0 32,0 48,0 4,0 8,0
РФ в целом 23,1 28,7 41,9 2,6 3,8
Из таблицы видно, что в ХМАО неожиданно много респондентов считают, что помогать МП должен именно федеральный центр. Достаточно близка к ХМАО и к порогу в 50% Свердловская область: здесь 48% «голосуют» за федеральную власть. Отметим, что в этих же регионах весьма заметна доля тех, кто придерживается чисто либерального концепта, согласно которому бизнесу никто и не должен помогать. Это свидетельствует о наличии в регионе определенного умонастроения в том, что касается отношений государства и бизнеса. В этой связи, можно выдвинуть предположение, что ожидания от федерального центра в указанных регионах сводятся к созданию т.н. «правил игры» - рамочного правового поля – и контролю за выполнением этих правил.
В итоге интегральный рейтинг Республики Бурятия по показателю "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВЛАСТЯМИ" составил - 48.
Следующие отчеты будут представлены по темам:
"УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ МБ В РБ";
"МОТИВАЦИЯ БИЗНЕСА В РБ";
"КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В РБ"
Ранее размещенные отчеты доступны на портале в разделе "Перспективы социально-экономического развития региона" - "Республика Бурятия"
БРО ОПОРА РОССИИ
Назад к списку