Взаимодействие малого бизнеса с крупным приводит к улучшению бизнес-процессов - считают 63,6% опрошенных предпринимателей Бурятии.
Корпоративное управление и взаимодействие малого бизнеса с крупными предприятиями в Бурятии (Отчет по результатам исследования ОПОРА РОССИИ и ВЦИОМ).
Оценивались предприятия численностью до 100 чел.
Партнерские отношения с большим бизнесом могут служить одним из важных источников развития для бизнеса малого. В российской экономике этот источник используется пока не в полной мере, хотя 33,5% опрошенных предпринимателей доводилось выполнять заказы крупных компаний, что, в общем-то, немало.
Лидерами по налаживанию отношений между разными уровнями бизнеса являются Тюменская область (60,0% выполняли заказы крупных компаний), Ямало-Ненецкий АО, Саратовская, Пермская, Вологодская и Архангельская области (все – по 54,0%). В отстающих – Амурская (4,0%) и Тульская (4,0%) области, Адыгея (6,0%), Карачаево-Черкесия (6,0%), Московская область (8,0%) и Москва (13,3%). Такое распределение говорит о том, что взаимодействие мелких и крупных предприятий выступает результатом не просто развития экономики региона, а ее системных характеристик.
Анализ данных исследования показал существование статистически значимых связей получения заказов крупных фирм со следующими характеристиками: численность занятых на предприятии, финансовое благополучие фирмы, условия для ведения малого бизнеса в регионе, уровень образования малых предпринимателей.
Средняя численность занятых на предприятиях, получавших заказы крупных компаний, составляет 18,9 человек, а на предприятиях, таких заказов не получавших – почти в два раза меньше (10,2 человека). Это свидетельствует о том, что выстраивание партнерских отношений между разными уровнями бизнеса способствует созданию новых рабочих мест, улучшению ситуации на рынке труда. Вероятно также иное объяснение: МП с относительно большой численностью персонала способны выполнять больший объем работ, а также более сложные работы, и в этом плане более приспособлены для взаимодействия с крупным бизнесом.
Влияет выстраивание деловых отношений с крупным бизнесом и на общее финансовое состояние малых предприятий. Среди тех, кто выполнял заказы больших компаний, доля оценивших финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое составила 29,8% против 21,1% среди тех, кто таких заказов не выполнял. Общую позитивную оценку дали, соответственно, 81,9% и 71,0%. Логичным следствием благоприятной роли заказов большого бизнеса выступает улучшение условий малого предпринимательства в регионах. Из получавших заказы хорошие условия отметили 47,4%, из не получавших – 40,4%.
Немаловажную роль играет образование представителей малого бизнеса. Для тех, кому удается наладить контакты с крупными компаниями, характерно наличие высшего (неоконченного высшего) образования – таких 76,5%. Среди не получивших заказы людей с высшим образованием только 55,7%. Иными словами, на современном этапе развития российской экономики большой бизнес поощряет более емкие в интеллектуальном плане направления развития мелкого предпринимательства. Возможно также другое объяснение: более интересные в коммерческом плане предприятия, естественно, в больше степени привлекают крупный бизнес. А на этих более интересных предприятиях в силу специфики их ниши или особых технологий и т.д. работают более образованные люди.
Данные по Бурятии:
Вопрос: Приходилось ли Вашей организации выполнять заказы крупных компаний?
в % от количества опрошенных в каждом регионе?
Регионы да нет затрудняюсь ответить
Республика Бурятия 36,0 62,0 2,0
Иркутская область 39,2 58,8 2,0
Усть-Ордынский Бурятский АО 20,4 79,6 0,0
Читинская область 22,4 77,6 0,0
г. Москва 13,3 81,7 5,0
Выполнение заказов крупных компаний, как правило, не ограничивается единичными случаями: этот вариант выбрали только 21,6% тех, кто выполнял подобные заказы. 32,7% получали несколько небольших заказов, и для 43,0% мелких предпринимателей, работавших на большой бизнес, эта работа проходила в рамках длительной программы сотрудничества.
В Амурской области и Адыгее все случаи партнерских отношений с крупными компаниями были включены в продолжительные программы. Также лидерами в по этому показателю являются Кемеровская (73,1%), Челябинская (68,8%) и Новгородская (64,0%) области. Совершенно отсутствует длительное сотрудничество в Липецкой, Нижегородской, Новосибирской областях, Республике Алтай. Последняя лидирует по доле единичных заказов среди всех регионов России. Относительно равномерное распределение видов сотрудничества наблюдается в Москве, Республике Саха, Орловской и Ростовской областях.
Масштаб сотрудничества с крупным бизнесом тесно связан с количеством работников на малом предприятии. Для выполнявших единичные небольшие заказы оно в среднем составляет 14,2 человека, несколько заказов – 16,8 человека, и, наконец, для обладателей долгосрочных программ – 22,8 человека. Можно заключить, что на рынке труда положительно сказывается не только сам факт сотрудничества между мелким и крупным бизнесом, но в большой степени – характер этого сотрудничества. Чем более оно долгосрочно, системно, тем больше оказываемый положительный эффект. Мелкие предприниматели, вероятно, хорошо осознают этот факт, поскольку характер сотрудничества также влияет на их прогнозы относительно состояния своего бизнеса. Среди вовлеченных в длительные партнерские программы 58,2% прогнозируют его улучшение через год. Из обладателей единичных заказов таких только 46,6%.
Данные по Бурятии:
Вопрос: Ограничивалось ли Ваше взаимодействие с крупными компаниями единичным заказом, или же это было более продолжительное сотрудничество?
в % от количества выполнявших заказы в каждом регионе
Регионы
это был небольшой единичный заказ
это было несколько небольших заказов
это была длительная программа сотрудничества, от 3 мес.
затрудняюсь ответить
Республика Бурятия 11,8 23,5 58,8 5,9
Иркутская область 15,0 40,0 40,0 5,0
Читинская область 7,7 69,2 15,4 7,7
Усть-Ордынский Бурятский АО 20,0 30,0 50,0 0,0
г. Москва 37,5 27,5 35,0 0,0
Взаимодействия с крупными компаниями иногда вынуждают мелких предпринимателей изменять стандарты и методы своей работы. С этим столкнулись 19,6% предпринимателей, получивших заказы от большого бизнеса. Причем 5,2% пришлось вносить радикальные изменения.
Наибольшая доля предприятий, вводивших радикальные изменения, приходится на Алтайский край (16,7%), Коми-Пермяцкий АО (15,4%), Ленинградскую область (15,4%) и Москву (15,0%). В семнадцати регионах радикальные изменения вообще отсутствуют. Среди них Свердловская, Нижегородская, Тульская, Липецкая и Московская области. Лидерами по небольшим изменениям являются Новгородская (48,0%), Астраханская (47,6%) области, республика Северная Осетия (44,4%). В Тульской и Липецкой областях отсутствуют даже небольшие изменения.
Модификация бизнес-процессов также, как и развитие сотрудничества с крупными компаниями, улучшает прогнозы развития малых предприятий. 52,7% радикально поменявших подходы к работе ожидают повышения своего финансового благосостояния в течение года. Для тех, кому не приходилось ничего менять, эта доля составляет 40,5%. Зато ухудшения из них ожидают 13,8% против 7,7% применивших инновации.
Вопрос: В ходе взаимодействия с крупной компанией приходилось ли Вашей организации по просьбе или требованию контрагента изменять технологические процессы, внутренние стандарты предоставления услуг?
в % от количества выполнявших заказы в каждом регионе
Регионы
да, нам приходилось радикально изменять подходы к работе
да, нам приходилось внести некоторые изменения
нет, нам не приходилось ничего менять
затрудняюсь ответить
Республика Бурятия 2,3 20,9 44,2 32,6
Иркутская область 7,9 21,1 47,4 23,7
Читинская область 5,3 5,3 84,2 5,3
Усть-Ордынский Бурятский АО 6,1 24,2 36,4 33,3
г. Москва 15,0 35,0 42,5 7,5
Там, где изменения все-таки произошли, они имели скорее положительный эффект: 22,4% предпринимателей, изменивших свои бизнес-процессы, сказали, что последние улучшились. Только 8,9% сочли, что изменения принесли вред.
Только пользу принесли перемены предпринимателям Воронежской области. Позитивно отнеслись к ним также в Кемеровской (70,6%), Тверской (66,7%), Тамбовской (66,7%) областях и Адыгее (66,7%). В десяти регионах, напротив, не оказалось ни одного случая улучшения бизнес-процессов. По доле негативных ответов на первом месте оказались Амурская область (50%) и Северная Осетия (50%). Вместе с тем, вредное воздействие контактов с большим бизнесом не было отмечено в 29 регионах.
Вопрос: Как вы считаете, какое значение эти изменения, которые Вам пришлось внести в свои стандарты, имели для вашего бизнеса?
в % от количества вводивших изменения в каждом регионе
Регионы
никакого особого значения не имели
эти изменения мешали нам вести бизнес
новые стандарты улучшили наши бизнес-процессы
затрудняюсь ответить
Республика Бурятия 9,1 9,1 63,6 18,2
Иркутская область 29,4 0,0 29,4 41,2
Читинская область 77,8 11,1 0,0 11,1
Усть-Ордынский Бурятский АО 54,5 0,0 36,4 9,1
г. Москва 30,0 20,0 15,0 35,0
Приведенные выше данные позволяют предсказать достаточно благосклонное отношение мелких предпринимателей к большим компаниям. И действительно, их деятельность в своем регионе положительно оценивают 50,1% опрошенных предпринимателей. Только 28,9% высказались об этой деятельности отрицательно. В региональном разрезе по признанию позитивной деятельности выбивается вперед Северная Осетия (66,0%), за ней следуют Астраханская (46,2%) и Рязанская (37,3%) области. В Нижегородской, Московской областях и в Адыгее ни один респондент не указал на позитивное влияние крупных компаний.
Показателем, взаимосвязанным с отношением к деятельности большого бизнеса, оказывается использование служебного положения в интересах отдельных фирм представителями администрации. Среди позитивно оценивающих деятельность крупных компаний 35,3% отмечают, что подобные факты происходят часто, в то время, как среди давших негативные оценки эта доля составляет 43,8%. Совершенно логично, что с отношением к крупным компаниям также связано представление об их конкурентном поведении. Из предпринимателей, ощущающих, что им сильно мешают крупные компании, лишь 10,0% оценили их деятельность как позитивную, и 31,3% – как негативную. Для тех, кому крупные компании совсем не мешают, эти доли составили, соответственно, 24,1% и 15,1%.
Вопрос: Если оценивать в целом, деятельность крупных компаний в Вашем регионе носит скорее позитивный характер или скорее негативный характер для условий предпринимательства?
в % от количества опрошенных в каждом регионе
позитивный
скорее позитивный
скорее негативный
негативный
затр. отв.
Республика Бурятия 4,0 44,0 26,0 0,0 26,0
Иркутская область 19,6 21,6 23,5 0,0 35,3
Читинская область 8,0 46,0 44,0 2,0 0,0
Усть-Ордынский Бурятский АО 14,0 42,0 20,0 10,0 14,0
г. Москва 7,3 35,0 4,0 19,3 34,3
В целом по РФ 15,5 34,6 19,8 9,1 20,9
Ранее размещенные отчеты доступны на портале в разделе "Перспективы социально-экономического развития региона" - "Республика Бурятия"
БРО ОПОРА РОССИИ
Назад к списку