HASH(0x80e860060)

05 марта 2015
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005 года № 618 Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия (далее – Управление) усилена контрольно-надзорная деятельность по выявлению и пресечению правонарушений в сфере оборота и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции на потребительском рынке.
Должностными лицами Управления в рамках полномочий должны применяться меры по выявлению и пресечению правонарушений, ведению мониторинга в сфере оборота и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции.
На сегодняшний момент необходимость проведения мероприятий, в том числе совместно с другими органами государственной власти, направленных на пресечение оборота контрафактных объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации, по-прежнему актуальна.
В рамках данных мероприятий, основное задачей Управления является осуществление проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих реализацию экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на предмет соблюдения ими соответствующих требований п.п. 4, 90, 91, 92, 93 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров).
Соответствующие проверки осуществляются в соответствии с положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
В соответствии с п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Согласно п.п. 90, 91, 92, 93, 94 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о предлагаемом к продаже товаре, наличие которой на каждом экземпляре (упаковке) является обязательным, в частности, наименование, место нахождения изготовителя экземпляра аудиовизуального произведения, фонограммы, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также номер лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора); технические характеристики носителя, а также записи аудиовизуального произведения, фонограммы, программы для электронных вычислительных машин и базы данных; сведения об обладателе авторского права и (или) смежных прав на аудиовизуальное произведение, фонограмму, программу для электронных вычислительных машин и базу данных; номер регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, если они были зарегистрированы.
В отношении экземпляров фильмов продавец обязан предоставить покупателю также информацию о номере и дате выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке прокатного удостоверения; о наименовании фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска; о его основных фильмографических данных (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и др.); о продолжительности фильма (в минутах); рекомендациях по возрастному ограничению зрительской аудитории в соответствии с прокатным удостоверением (при их наличии).
Экземпляры аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных до подачи в торговый зал (размещения в месте продажи) должны пройти предпродажную подготовку, включая осмотр и проверку целостности упаковки каждой единицы товара, а также наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе.
При передаче оплаченного товара покупателю продавец проверяет целостность его упаковки, а по требованию покупателя предоставляет ему возможность ознакомиться с фрагментами аудиовизуального произведения, фонограммы, программы для электронных вычислительных машин и базы данных. Торговые залы должны быть технически оснащены, для того чтобы предоставить покупателю возможность проверить качество приобретаемых экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Продажа экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных осуществляется только в упаковке изготовителя.
Действия продавца, связанные с нарушением вышеуказанных требований Правил продажи отдельных видов товаров, могут быть квалифицированы как нарушение продавцом права потребителей на информацию по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ или нарушение Правил продажи отдельных видов товаров по ст. 14.15 КоАП РФ. 
При этом определение и констатация того, что названные в рассматриваемом примере экземпляры продукции, не сопровождающиеся соответствующей необходимой информацией, являются контрафактными, а продавец, их реализующий, является нарушителем авторских и смежных прав, к полномочиям Роспотребнадзора не относится.
Кроме того, при осуществлении мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений при реализации аудиовизуальной продукции, необходимо обращать внимание на обеспечение со стороны продавца соблюдения законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в частности, на наличие обозначения категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей.


Назад к списку
Поиск: