Что делать, если возник конфликт с охранником в магазине
Вас пытаются заставить сдать сумку при
входе в магазин или, наоборот, при выходе просят открыть и показать содержимое?
Знайте, это совершенно незаконно. Вы имеете полное право пройти в магазин хоть
с чемоданом.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, достаточно просто знать свои права. И не
позволять нарушать их никому, в том числе и магазинным охранникам.
При входе в магазин от Вас, как правило, требуют расстаться с личным имуществом
– сдать на хранение любой багаж, по габаритам чуть превышающий обычные размеры
дамской сумочки. Причем определение – дамская у Вас сумочка или нет, и можно ли
ее взять с собой, охранники желают производить сами.
Требования оставить сумки любого габарита никакой правовой основы под собой не
имеют. Магазин (в лице охранника) не имеет права принуждать Вас к заключению
договора по оказыванию услуг охраны Ваших сумок – а именно это зачастую и происходит, в
нарушение статьи о свободе заключения договора за номером 421 Гражданского
Кодекса Российской Федерации, и более конкретно - постановления комитета по
торговле РФ. Если Вы не желаете добровольно (!) сдавать вещи на хранение – Вы
имеете право этого не делать. Так и оповестите чрезмерно настойчивого охранника.
Стоит так же ему сообщить, что "Постановлением об организации розничной
торговли" категорически запрещено требовать оставлять сумки при входе в
магазин.
Кроме того, как правило, администрация магазина утверждает, что ответственности
за сданные на хранение вещи она не несет. Это само по себе достаточно абсурдно
– требовать отдать вещи на хранение и не обещать их сохранности, и нарушает тот
же Гражданский кодекс – в разделе нарушения договоров (статья 426 о публичном
договоре).
Вы можете потребовать пригласить администратора и пообещать ему написать жалобу
о нарушении правил торговли в местный отдел Роспотребнадзора.
Пример: в Москве покупатель сдал в камеру хранения магазина свои личные вещи.
При выходе из магазина он обнаружил, что его вещи пропали, т.е. их попросту
украли из камеры хранения магазина. Покупатель обратился в суд, который
полностью удовлетворил иск покупателя и обязал магазин возместить ущерб, причинный
покупателю, т.к. сообщение магазина "Администрация не несет
ответственности за оставленные в камере хранения вещи" незаконно, т.е.
магазин несет полную материальную ответственность за эти вещи.
Но чаще конфликты с охранником возникают при выходе из магазина. У Вас могут
потребовать показать содержимое Ваших карманов и сумок без всякого к тому
повода. Что делать если охранник продолжает настаивать на досмотре Ваших вещей,
даже если сигнал охранной рамки не звучал или ее в магазине не имеется и
охранник решил выборочно – на Вас – проявить свое рвение?
Будьте уверены, ни охранник, ни другие работники магазина не имеют права
устраивать Вам обыск. Максимум – они могут попросить Вас показать содержимое
сумок. Попросить – и только. Вы совершенно свободно можете проигнорировать их
просьбу. Согласно российским законам, правом на личный досмотр обладают только
сотрудники милиции, которые могут производить его только в присутствии 2
посторонних свидетелей и с составлением протокола досмотра. Показания к такому
досмотру должны быть достаточно веские - сигнал охранной магнитной рамки о
проносе товара или наличие видеозаписи о краже товара, где Вы фигурируете в
главной роли.
Если этих двух обвинительных факторов нет в наличии – охранники не имеют права
предъявлять к Вам никаких претензий. Оповестите их об этом, и требуйте
извинений. Оказываются – Вы можете начинать действовать: первое – делаете
запись в жалобную книгу магазина, второе - жалоба на конкретного охранника в
Частное Охранное агентство, которое он представляет (а эти сведения и его
личные данные должны быть у него на нагрудном знаке или табличке), третье -
жалоба в отдел защиты прав потребителей, и наконец, в милицию – в районный
отдел.
Как правило, покупателю достаточно только озвучить этот список – от претензий
охраны, а также и администрации магазина не остается и следа.
Кстати, если Вас насильственно пытаются задерживать – якобы до приезда милиции.
Это тоже прямое нарушение Ваших прав и повод для подачи заявления от Вас о
хулиганстве работников охраны или торгового центра. И если охранник
вознамеривается провести обыск самостоятельно – звонить в милицию можете именно Вы, с требованием защитить
себя от посягательств.
Вообще, если в конфликтной ситуации администрация магазина и охранники
выступают единым фронтом, оптимальным вариантом будет обращаться в ЧОП – частное охранное агентство, обслуживающее магазин.
Информация об его названии и адресе в магазинах, как правило, висит на видном
месте. Для любого агентства жалобы граждан – серьезная неприятность, поскольку
могут вызвать проблемы с продлением лицензии, и они сделают все, чтобы мирно
погасить конфликт.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Республике Бурятия», 287-287