В настоящий момент действующим
законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими
отходами и отходами производства и потребления разделены.
Перечень
медицинских организаций утвержден приказом Минздрава
России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских
организаций".
В
соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального
закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения,
возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это
необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным
направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды
законодательством.
Частью 2 ст. 2 Федерального
закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с
радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами
регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно
ч. 1 ст. 49 Федерального
закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся
все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические,
биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе
осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности,
деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а
также деятельности в области использования возбудителей инфекционных
заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Правительством
Российской Федерации утверждены Критерии разделения медицинских отходов на
классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной
опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (постановление Правительства
Российской Федерации от 04.07.2012 N 681). Согласно указанным Критериям
медицинские отходы делятся на пять классов опасности: класс А, Б, В, Г и Д.
Классификация
медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в
разделе II СанПиН
2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с
медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для
граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность
которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Соответственно,
все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности
медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.
Согласно
ч. 3 ст. 49 Закона N 323-ФЗ
медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению,
хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном
законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
В
настоящее время в соответствии с законодательством о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с
медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, а также
санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные
правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и
потребления".
Пунктом 1.2 СанПиН
2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают
обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору,
временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с
отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или
фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и
оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации
участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому
режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Контроль
(надзор) за соблюдением СанПиН 2.1.7.2790-10 проводится
органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с
законодательством Российской Федерации - Роспотребнадзором и его
территориальными органами.
В
соответствии с п. 1 Положения о
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2004 N 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей,
разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и
гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального
государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального
государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Соответственно,
вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к
компетенции Роспотребнадзора.
Наряду
с этим, законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий
на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению
паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования
медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное
воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов,
предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не
установлены.
Для
четкого установления области использования требований природоохранного
законодательства (в частности Закона N 89-ФЗ) медицинскими
организациями Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор, о чем
уведомило Росприроднадзор письмом от 19.12.2014 N 12-44/29213.
На
основании вышеизложенного в настоящее время действие норм Закона N 89-ФЗ, а также
нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не
распространяется на медицинские отходы.
Разъяснения Росприроднадзора по вопросу обращения с медицинскими отходами
Назад к списку