«Казанский вертолетный завод не сможет диктовать нам свои условия». Леонид Белых о перспективе УУАЗа в холдинге «Вертолеты Миля»

22 июля 2005
Многие десятилетия Улан-Удэнский авиационный завод является флагманом среди промышленных предприятий республики. Завод сумел выжить и в условиях «дикого» российского рынка девяностых, когда большинство серийных предприятий отрасли фактически прекратило свое существование. И вот когда, казалось, самое худшее уже позади, «самостоятельное плавание» завода по бурным водам рыночного океана закончилось. Причина - вхождение У-УАЗА в единый вертолето-строительный холдинг «Вертолеты Миля». О перспективах и проблемах, связанных с этим, рассказывает генеральный директор завода Леонид БЕЛЫХ. - Леонид Яковлевич, чем вызвана эта реорганизация? Означает ли включение завода в новую структуру потерю им своей самостоятельности? - Тема структурной перестройки отечественного оборонно-промышленного комплекса стоит перед государством достаточно остро. Это и понятно: от уровня развития ОПК зависит техническое перевооружение практически всех отраслей экономики. В рамках решения этой задачи в конце ноября Президентом РФ был подписан Указ «Об открытом акционерном обществе «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», в соответствии с которым в стране создается одна из немногих вертикально-интегрированных структур в области оборонного производства. ОАО «ОПК Оборонпром» выступает головной управляющей компанией корпоративного объединения предприятий, участвующих в разработке и серийном производстве вертолетов марки «Ми». В это объединение предприятий добровольно вошли: Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля - головной разработчик вертолетов, наш и Казанский вертолетные заводы - серийные производители машин и еще несколько предприятий по выпуску вертолетных агрегатов и комплектующих. - Как удалось достичь компромисса между независимыми участниками отрасли, которые за десять постприватизационных лет успели ощутить «вкус свободы»? - Предыдущее десятилетие показало неэффективность модели функционирования вертолетостроения, основанной на обособленности предприятий. С одной стороны, в результате приватизации государство практически полностью потеряло контроль над отраслью, а значит, и над немалой частью своих доходов. С другой, научно-технический и производственный потенциал, которым имели заводы еще с советских времен, стал утрачиваться. Серийные предприятия, несмотря на кажущееся благополучие, прочувствовали на себе, так сказать, «дикие» законы рынка: жесткую конкуренцию не только со стороны западных, но и российских компаний, скудность инвестиций, невозможность поодиночке реализовать новые разработки. А в результате доля вертолетов марки «Ми» на мировом рынке постепенно снижается: если в конце 80-х-начале 90-х годов она составляла 25 процентов рынка, то сейчас только 10. На государственном уровне уже давно существовало понимание того, что в силу исключительной государственной значимости оборонно-промышленный комплекс не может и не должен развиваться вслепую, подчиняясь только законам рынка. С этой целью и была принята федеральная целевая программа «Реформирование и развитие (ВПK на 2002-2006 годы». Основная идея программы - создание ограниченного количества вертикально-интегрированных структур с организацией управления, основанной на действии в большей степени рыночных, чем административных механизмов. На предприятиях отрасли также пришли к такому пониманию проблем. Ведь очевидно, что даже самое успешное предприятие не способно потянуть разработку новых моделей продукции, стоимость которых оценивается в сотни миллионов долларов. - Не секрет, что все последние годы У-УАЗ фактически был лишен государственного оборонного заказа. С вхождением в новый холдинг ситуация изменится в лучшую сторону? - Действительно, частным предприятиям не был гарантирован государственный оборонный заказ. Непродуктивная конкуренция между отдельными предприятиями, выпускающими одинаковый модельный ряд вертолетов, ослабляла не только сами заводы, но и российский ВПК в целом. Весь этот комплекс проблем был осознан руководством и акционерами серийных заводов, и разработчиком вертолетов. В результате было достигнуто взаимопонимание о необходимости выстраивать вертолетостроительную вертикаль. Причем государство приходит в эту вертикаль не управлять. Государство - это, образно говоря, становой хребет структуры, которая позволяет скрепить все части холдинга воедино через акционерное участие. Государство как акционер и как гарант выступает в роли организатора процесса, но само не будет управлять этим процессом. Для этих целей оно привлекает управляющую компанию. То есть государство создает условия для объединения, но вмешиваться в текущую деятельность холдинга не собирается. - Основной целью создания структуры на базе ОАО «ОПК «Оборонпром» является формирование современных производственных отношений в отрасли, восстановление административных и научно-технических связей между отдельными предприятиями. Мощный холдинг сможет эффективно конкурировать на мировых рынках, даст возможность привлечь инвестиции в новые разработки и исключить контрпродуктивную для России борьбу за внешние рынки между отечественными предприятиями. Очевидно, что в процессе интеграции будет происходить поэтапное объединение в рамках управляющей компании управленческих, маркетинговых, аналитических и других служб, при этом передача функций головного исполнителя производственных контрактов на управляющую компанию не предусматривается. Не планируется также передача с серийных заводов в управляющую компанию функций получения лицензий на различные виды производственной деятельности. Деятельность управляющей компании будет проходить с учетом интересов регионов в части формирования их бюджетов, так как предприятия холдинга, как правило, являются основными донорами местных бюджетов. Особое внимание корпорация будет уделять вопросам загрузки предприятий холдинга, имеющих избыточные производственные мощности, социальной защиты работников, а также занятости персонала и сохранения инфраструктуры предприятий. - Предприятие много лет плодотворно сотрудничает с конструкторскими бюро и авиастроительными фирмами Камова и Сухого. Означает ли вхождение завода в милевский холдинг, что отныне предприятие полностью переключается на выпуск продукции только этого холдинга? - Наш завод имеет значительные недозагруженные производственные мощности, особенно по производству самолетов. Задача холдинга и его управляющей компании как раз и состоит в реконструкции и дозагрузке этих мощностей - путем диверсификации вертолетного производства через госзаказ и расширение товарного ряда завода. И в этом могут быть задействованы любые вертолеты и самолетные фирмы. Вступление нашего завода в милевский холдинг никак не отразится на наших партнерских отношениях с другими разработчиками. - У-УАЗ - один из основных налогоплательщиков в бюджет республики. Не лишимся ли мы этих денег? - Я уже ответил на этот вопрос. Нет, не лишимся. - Заявлено о продаже в прошлом году Россией за рубеж 94 вертолетов. Какова здесь доля завода и что будет с таким трудом наработанными связями предприятия с зарубежными партнерами? - Разрушение налаженных партнерских отношений между серийными заводами и покупателями нашей продукции противоречит задачам холдинга. - Известно, что основным конкурентом У-УАЗа всегда был Казанский завод. Не боитесь, что, выступая «в одной связке», казанцы будут диктовать свои условия и ваше предприятие станет чем-то вроде филиала КВЗ? - КВЗ не сможет диктовать нам свои условия, потому что холдинг управляется не КВЗ, а ОПК «Оборонпром», который представляет интересы всего государства российского. - Почему в последние годы завод так мало внимания уделяет международным авиасалонам и выставкам? Раньше даже в Фарнборо летали на своих машинах, участвовали в демонстрационных полетах и показывали товар, что называется, лицом... - Это не совсем так. В 2004 году завод участвовал в 17 международных выставках и авиасалонах, на что были затрачены значительные финансовые средства. Продолжаем мы и живую демонстрацию, в том числе и летную, новых вариантов и модификаций вертолетов. Так, в этом году наши усовершенствованные машины приняли участие в показательных полетах ряда государств Латинской Америки и на главном авиасалоне года - Московском авиакосмическом. - По экспертным оценкам, в течение ближайшего десятилетия в латиноамериканские страны может быть продано от ста до двухсот российских вертолетов на сумму от 300 до 600 млн. долларов. Завод принял участие в специализированной выставке «Helitech-2005» в Бразилии. Эти вещи как-то взаимосвязаны? - 25 апреля в рамках этого авиасалона мы получили сертификат авиационных властей Бразилии на вертолет «Ми-171А-1». Это первый случай, когда российская авиатехника получает официальный документ на соответствие нормам летной годности в самой крупной стране континента. Что касается конкретных договоров, то могу сказать: заниматься сертификацией и вкладывать в нее немалые деньги выгодно лишь в том случае, если есть перспектива. А она у нас есть. - Леонид Яковлевич, каким Вам видится будущее завода? - Об этом мы с вами поговорим позже, после того, как завод реально поработает в составе новой корпорации. Но, как показывает опыт зарубежных авиационных фирм, любой интеграционный процесс - это позитивный момент, который усиливает позиции заводов-производителей и их возможности на равных конкурировать с мировыми вертолетостроительными фирмами. Автор: Валерий Цыдыпов Источник: «Молодежь Бурятии», 20.07.2005

Назад к списку
Поиск: