В ходе выездного рабочего совещания Комитета Народного Хурала по социальной политике в Хоринский и Кижингинский районы состоялось обсуждение хода исполнения программы госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи. К каким выводам пришли участники совещания и как реализуется программа на местах, мы узнали у заместителя председателя Комитета по социальной политике, известного врача Светланы Будаевой.
- Какова была цель вашей рабочей поездки?
- Этот вопрос мы решили рассмотреть у себя на Комитете, предварительно ознакомившись с работой ряда медицинских организаций в Хоринском и Кижингинском районах. Мы хотели понять есть ли проблемы у этих больниц, и если да, то по чьей вине они возникли? Это может быть недофинансирование или неправильное планирование и самое главное как все это реализуется на местах.
Острых вопросов со стороны медицинских работников не прозвучало, проблем с выполнением программы госгарантий нет. Пока мы видим понимание со стороны главных врачей, руководства больниц.
- Как обстоят дела с доступностью медицинской помощи в районах республики?
- Конечно, доступность квалифицированной медицинской помощи для населения – наш главный приоритет. Сегодня на территории России функционирует система трехэтапного оказания медицинской помощи. Здесь четко отработана маршрутизация больных: на каком уровне должно лечиться то или иное заболевание – от самого низшего до уровня высоких технологий. У нас сложилось впечатление, что такая работа в районах республики отлажена. Пока, остаются недоработки, но со временем они должны быть решены. Так, что после посещения больниц в Хоринском и Кижингинском районах можно сделать главный вывод – особых затруднений у пациентов по получению бесплатной медицинской помощи не возникает.
- На совещании были выработаны какие-то рекомендации? Что нужно сделать, чтобы программа госгарантий работала еще эффективнее?
- Обращает на себя внимание, что имеется превышение объемов по стационарной помощи. А мы с вами все знаем, что стационарная помощь – более дорогостоящая, а программа госгарантий четко регламентирует, какое количество больных мы должны пролечить в условиях стационара, ведь здесь речь идет о специализированной помощи.
После посещения этих медицинских организация мы пришли к мнению, что надо отрабатывать увеличение амбулаторной помощи, нужно заниматься диспансеризацией, неотложной медицинской помощью, усилить профилактическую работу. Тогда мы, конечно, добьемся снижения объемов стационарной помощи, осложнений различных заболеваний, своевременности госпитализации, а за счет этого, оказания помощи в республиканских учреждениях на ранних стадиях заболевания. Если мы вовремя будем заниматься профилактикой, то не допустим осложнений и попадания больных в тяжелом состоянии в стационары.
Для повышения доступности медицинской помощи сельскому населению на фоне сокращения количества стационарных коек, необходимо сделать акцент на развитии амбулаторно-клинической сети, восстановительного лечения.
- Возможно ли, принять решение о том, чтобы перенаправить часть средств на профилактику заболеваний, на республиканском уровне? Могут регионы сами формировать бюджеты территориальных фондов ОМС?
- Начать следует с того, что большая часть средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования формируется из поступлений с федерального уровня. Сегодня существует единый тариф для всей России на те или иные заболевания. И в зависимости от этого тарифа, численности населения, его возрастного состава, распространенных заболеваний на нашей территории формируется программа госгарантий. Уже потом эти средства распределяются по муниципальным образованиям по тем же критериям: численность населения, распространенные болезни и т.д.
Российская Федерация требует от регионов и на этой основе заключаются тройственные соглашения, выполнения конкретных индикаторов, например количества коек в больницах. Мы на республиканском уровне можем вносить изменения, но перейдя определенные границы, рискуем разбалансировать бюджет фонда ОМС.