Особенности кадровой политики российских властей
Сергей Марков
Директор Института политических исследований
23 августа 2005
Сергей Марков, директор Института политического анализа в интервью Кремль.Орг рассказывает о кадровой политике президента, а также анализирует действия правительства России и философию этих действий.
- Сегодня много говорится о кадровой политике президента РФ, о возможности формирования нового состава правительства, о замене отдельных министров. Какое ваше мнение относительно кадровой политики руководства страны?
- Вопрос о кадровых перестановках возник в связи со слухами о возможной смене правительства. И президент, по сути дела, подтвердил свое нежелание делать какие-то серьезные кадровые перестановки в ближайшее время. Это не значит, что их не будет вообще, или они не произойдут позже. Но в ближайшее время, судя по словам президента, таковых не ожидается. В этой связи, правомерно выделить несколько особенностей. Первая заключается в том, что он предпочитает работать с теми людьми, с которыми работает. Это было на всех участках его деятельности, когда он работал в мэрии, когда он работал в ФСБ, или в контрольном управлении Администрации президента. И будучи премьер-министром, он тоже никого не уволил. Это его стиль.
Отчасти это связано с тем, что легче работать со знакомым человеком, когда знаешь его плюсы и минусы, понимаешь, как его можно использовать. К новым людям нужно прилаживаться, иногда бывает ясно, что надо кого-то снять, а кем заменить, найдутся ли те, кто будет лучше исполнять эти обязанности? Где эти рыцари, блестящие менеджеры, которые сложные вопросы смогут решить? Их не очень-то легко найти. Я думаю, что с этим связан его кадровый принцип.
Второй важный принцип президента заключается в том, что он очень внимательно относится к менеджерским способностям человека. Мы видим, как происходят назначения губернаторов. Президент предпочитает ярким фигурам хороших организаторов, талантливых менеджеров.
Третий принцип - идейно-политический. Президент делает акцент на людей, которые близки ему по идеологии, которую можно обозначить как идеологию либерального патриотизма, либерального государственничества. Люди, с которыми он предпочитает сотрудничать, признают принцип западной модели развития, пытаются в России создать институты западного типа, не ищут чего-то уникального, особенного. Но при этом они выступают за сохранение суверенитета России. То есть ему предпочтительна, я бы сказал, суверенная западная модель и, соответственно, ее носители.
- Какие еще особенности кадровой политики президента вы могли бы выделить?
= Также особенность его кадровой политики состоит в подготовке кадровых решений. Мы видим, что количество утечек информации невелико, предлагаемые кандидатуры неизвестны общественности до самого последнего момента. Это свидетельство того, что президент требует от сотрудников, которые готовят кадровые решения максимального режима конфиденциальности.
Следующий принцип заключается в том, что скамейка запасных длинная, и мы видим, что количество людей, которые просматриваются в качестве кандидатов, огромное. Характерный пример - назначение Михаила Фрадкова. Другой пример - назначение нового губернатора в Иркутской области. Неожиданные кандидатуры. То есть, количество людей, среди которых рассматриваются кандидатуры, достаточно велико. При этом личность может быть малоизвестная, но тип предопределен.
- А что Вы можете сказать о том, что все чаще звучат слухи об отставке правительства?
- Слухи об отставке ходят всегда. Хотя действительно в последнее время усиливается критика в адрес правительства.
- Какова Ваша экспертная оценка нынешнего правительства РФ с точки зрения персоналий?
- Давайте обсудим плюсы и минусы нынешнего правительства. В связи с чем возникла критика? Политическая база этого правительства очень мала. По сути дела, внутри страны это правый электорат, то есть 3% населения, может быть, чуть-чуть побольше, максимум 10%. Во-вторых, все понимают, что сегодняшняя политика - это продолжение либеральной линии. Мы до сих пор не вышли на уровень 15-летней давности по уровню жизни, по уровню экономики, технологической оснащенности и так далее. До сих пор мы живем хуже, чем жили последние годы при коммунистах.
При этом итоги деятельности нынешнего правительства, которые позитивны, объединяются с отрицательными итогами предыдущих правительств. Плюс у населения имеются серьезные претензии к радикальному подходу, который использует правительство. Ведь людей со взглядами Гайдара, Чубайса, Кудрина в западных правительствах почти нет, они считаются слишком радикальными. На Западе люди с такими взглядами сосредоточены в инвестиционных фондах и в тех политических институтах Международного валютного фонда, которые контролируются этими инвестиционными фондами.
Еще одна причина критики, это, конечно, история со стабилизационным фондом, она не вписывается в элементарно логические схемы. Россия получает доходы от нефти, а правительство упорно продолжает твердить, что доходы российской экономики от нефти - это плохо. Поэтому их нужно не вкладывать в российскую экономику, а вкладывать в американские бумаги. Абсолютное большинство населения, абсолютное большинство политической элиты никак не может принять точку зрения о том, что нам деньги не нужны, когда всем странам мира они нужны. Также противоречия просматриваются и по конкретным проектам.
- А также есть претензии к отдельным реформам?..
- Да, в частности, такую критику претерпел закон о монетизации. Это было вызвано, прежде всего, его радикальной формой. Также радикализм проявился в темпах проведения реформы, которая проходила без подготовки, без откатки, стремительно и, порой, до конца необдуманно. Западный политик, даже либеральный, никогда не пошел бы так радикально на монетизацию льгот.
Нынешняя власть уходит корнями в 1991 год. Одна и так же команда - Гайдар, Чубайс, Ясин, Греф, Кудрин, есть, конечно, некоторые нюансы, но в принципе это одна и та же команда. На то есть несколько причин. Первая заключается в том, что это на сегодня единственная команда в России, которая пользуется доверием у западных инвесторов. Вторая причина заключается в том, что, пользуясь международным признанием, эта команда имеет мощные источники разработки законопроектов. Таких два. Это институт экономики переходного периода во главе Егором Гайдаром и Центр стратегических разработок. Сейчас еще подключился в систему Институт экономики города.
Поэтому у таких людей - двойная субординация, двойная лояльность. С одной стороны, лояльность к президенту. С другой стороны, мировому монетаристскому идейно-политическому течению. Президент, конечно, знает об этой двойной лояльности, но он не хочет, чтобы экономикой России управляли люди, не связанные ни с какими международными кругами. Он хочет, чтобы они были признаны в мире. А другой такой альтернативной команды не создано. Поэтому поменять целую команду сегодня нельзя, можно только отдельных людей заменить.
- Как вы считаете, в обществе есть недовольство политикой правительства?
- Недовольства, как такового, недостаточно, должны быть созданы конкретные механизмы. Я бы сказал, что радикальные монетаристы контролируют практически все экономические отделы средств массовой информации, поэтому те, кто пишет про экономику, все находятся под этим контролем. Не забывайте, что эти люди по своим взглядам в большей своей части не демократы, а сторонники социального дарвинизма. Они действуют по принципу – кто смел, тот и съел. Поэтому, какой смысл прислушиваться к мнению 90% слабых, когда можно слушать 10% сильных и богатых.
Беседовала Инесса Ульянова
Назад к списку