Дорога – это жизнь

26 сентября 2016
Честно говоря, большинство наших межселенных и внутрипоселковых дорог даже не тянут на название «дорога». Вопросы о ремонте дорог постоянно звучат на всех сельских сходах. Ведь качество дорог напрямую влияет на качество жизни селян, на развитие всех отраслей жизни района. О состоянии дорожного хозяйства и дорог в районе мы поговорили с главой Хоринского района Ю.Ц.ШИРАБДОРЖИЕВЫМ.

- Юрий Цыремпилович, в прошлом году во время рабочей поездки главы республики по нашему району министр транспорта Бурятии С.Ю.Козлов пообещал, что в 2016 году будет отремонтирован асфальт  на республиканской трассе в черте Хоринска. Однако год подходит к концу, а ухабы на съезде с Удинского моста по-прежнему досаждают автомобилистам. Когда же состоится этот ремонт?
- Министр помнит свое обещание. На сегодня заказчик «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» объявило аукцион на выполнение работ по ремонту дороги «Улан-Удэ - Хоринск - Романовка» в районе 163-168 км (внутри Хоринска), уже начаты подготовительные работы (проведение изысканий, расчеты), возможно, еще осенью этого года приведут в порядок кюветы, сделают бордюры. А основные работы начнутся весной 2017 года, будет проведено асфальтирование и установлены искусственные сооружения. Все ремонтные работы будут профинансированы из республиканского бюджета.
- На сайте Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия размещена информация об объектах, финансируемых за счет республиканского бюджета в 2016 году, среди них - строительство подъездной дороги к с. Зун-Хурай и строительство подъезда к улусу Тохорюкта. В какой стадии эти проекты сейчас?
- В данное время полным ходом идет строительство дороги на с. Зун-Хурай от республиканской трассы «Улан-Удэ - Романовка» до Зун-Хурайского моста, на месте старой дороги. Уже обозначено будущее полотно, подрядчик ООО «СибСтройСнаб» (генеральный директор Р.В. Элоян) делает отсыпку полотна. На строительстве задействовано 15 единиц техники, занято более 20 рабочих, для них на месте разбит вахтовый участок из нескольких вагончиков, имеются баня, кухня и пр. В ноябре новая грунтовая дорога должна быть сдана в эксплуатацию. Она будет высокая, ее не будет заносить снегом зимой. (Репортаж о строительстве дороги читайте в следующем номере - ред.).
Что касается дороги на Тохорюкту, в этом году, согласно плану, разрабатывается проектно-сметная документация на строительство этой дороги. Скорее всего, новая дорога будет выпрямляться, там и речка есть, из-за всего этого проектные работы затягиваются, они будут закончены в 2017 году, а строительство запланировано на 2018 год. Но судьба этой дороги зависит от федерального финансирования.
- Мы знаем, что администрация района уже много месяцев занимается вопросом реконструкции моста через реку Могой. Для этих целей приобретена железнодорожная платформа. В какой стадии это строительство сейчас?
- Действительно, благодаря помощи министра по развитию транспорта С.Ю.Козлова, мы получили железнодорожную платформу. При участии сельских поселений «Верхнекурбинское» и «Ойбонтовское» платформу установили на реке Могой. В настоящее время местные рабочие обрабатывают антисептиком лафеты, предоставленные местными лесозаготовителями, выкладывают полотно моста. Деньги у района на оплату труда работников есть, задержка происходит потому, что многие рабочие сейчас заняты на сенокосе. В октябре мы планируем открыть движение по этому мосту.
- Все наши межселенные дороги грунтовые, а значит, единственный способ поддержания их в рабочем состоянии - свое-временная грейдировка как в летнее, так и в зимнее время. Наш единственный в районе грейдер не справляется с нагрузкой, постоянно ломается.
- Хочу порадовать жителей района: новый грейдер, о котором мы давно мечтали, наконец, прибыл. 8 сентября представители завода-изготовителя доставили его в Хоринск, в присутствии министра транспорта С.Ю.Козлова ключи от грейдера «ГС-1402» 2016 года выпуска (с заводской гарантией) мы торжественно передали опытному грейдеристу Атарафьяну Вильданову и его руководителю В.В.Ситникову. Грейдер передан на баланс МБУ «ДЭУ». Надеемся, теперь межселенные дороги будут содержаться в порядке. А старый грейдер после ремонта думаем передать в Тэгду, где планируем создать дорожный участок для обслуживания дорог Курбинской долины.
- На содержание местных дорог выделяются деньги из республиканского Дорожного фонда. Насколько эффективно они расходуются в нашем районе, что в этом году сделано в поселениях на средства Фонда?
- Протяженность муниципальных дорог в нашем районе составляет 192 км, на их содержание  и ремонт из дорожного фонда выделяется более 1 млн. рублей, это целевые деньги, которые не могут быть потрачены ни на что другое. Но этого очень мало, надо бы раз в пять больше, поэтому мы не можем так часто, как хотелось бы, грейдировать дороги и проводить хоть частичный ремонт. Но стараемся. 
Несколько лет мы копили деньги на новый грейдер (больше 5 млн. рублей), экономили на обслуживании дорог, теперь высвободившиеся средства будем направлять на отсыпку и ремонт дорог. В планах на 2017 год начать хотя бы небольшими участками приводить в порядок дорогу на Майлу (там необходимо делать ремонт с отсыпкой грунтом).
- Юрий Цыремпилович, буквально два дня назад в редакцию пришло письмо от читательницы газеты, в котором она пишет: 
«Хотелось бы обратиться к районным властям по поводу дорог как в самом Хоринске, так и по району. Ну, неужели нет финансирования??? Перед Сбербанком невозможные ямы, по улице Хоринской, Октябрьской - так, что можно колеса оставить!!!! Кто отвечает за дороги? Сил нет уже молчать!». 
Под этим письмом, я думаю, могут подписаться многие хоринцы. Что же с дорогами в самом Хоринске?
- Содержание и ремонт дорог внутри Хоринска - в компетенции сельского поселения «Хоринское», а не района. На сегодня между администрацией района и администрацией сельского поселения «Хоринское» заключено Соглашение о выделении из Дорожного фонда субсидии в размере 725 тыс. рублей на осуществление дорожной деятельности в границах населенного пункта. В Соглашении прописано, что эти деньги должны быть использованы на ремонт и отсыпку дорог, на ямочный ремонт. Подобные Соглашения заключены и с другими сельскими поселениями. По итогам 9 месяцев мы заслушаем всех глав поселений о расходовании средств Дорожного фонда, о выполнении всех намеченных планов, оценим эффективность использования выделенных средств. Возможно, в следующем году сами будем решать, как распоряжаться этими деньгами.
Хоринск - лицо нашего района, мы хотим, чтобы его улицы выглядели достойно, понимаем, что дороги делать надо, несмотря на большую стоимость дорожных работ. Надеемся, что в 2017 году, когда начнут ремонтировать в Хоринске республиканскую трассу по ул. Первомайская, с помощью этих дорожных служб мы сумеем хотя бы частично «залатать дыры» и на других улицах.
- Скажите, будут ли ремонтироваться придомовые территории возле многоквартирных домов по ул. Первомайская и по ул. Октябрьская? Обустроенная несколько лет назад территория возле 4-х многоквартирок по ул. Первомайская радует глаз, а рядом рытвины и ухабы возле двух новых домов.
- Мы просим Министерство транспорта Бурятии возобновить республиканскую программу, по которой выделялись субсидии на благоустройство придомовых территорий, обращаемся с этим вопросом к депутатам Народного Хурала. А пока обустройство дворов многоквартирных домов - в полномочиях сельского поселения «Хоринское». Как один из вариантов решения этой проблемы мы предлагаем создать ТОС, а может и несколько ТОСов с участием жителей многоквартирных домов, и с их помощью благоустроить придомовые территории. Например, ТОСы, созданные в других селах района, активно благоустраивают свои улицы, строят детские и спортивные площадки, получая на это деньги из республиканского бюджета. Мы поручили руководству ООО «РЭУ» заняться созданием ТОСов в с. Хоринск, и надеемся, жители домов поддержат эту идею.
- Какие объекты в дорожной сфере планируются к разработке в ближайшей перспективе?
- Как уже отмечалось выше, главный проект этого года - разработка проекта по Тохорюкте. Также в ближайших планах - согласование проектно-сметной документации по дороге на Ашангу (там небольшой участок дороги каждую зиму заметается снегом, доставляя массу неудобств жителям). В числе первоочередных задач - решение вопроса строительства или капитального ремонта деревянного моста, а также ремонта покрытия железобетонного моста к с. Верхние Тальцы. Все-таки, несмотря ни на что, мы будем ремонтировать постепенно все небольшие мосты по дороге на Малую Курбу, их там 7-8 штук. Самая большая и сложная работа нам предстоит по включению в республиканскую программу ремонта дороги до Майлы. И конечно, хотелось бы весь асфальт в с. Хоринск привести в нормальное состояние, это очень дорого, но делать надо.
- Спасибо за подробные ответы.

Интервью взяла 
Лидия СТРЕКАЛОВСКАЯ.


Назад к списку
 Поиск: