20 сентября глава Хоринского района Ю.Ц.Ширабдоржиев и начальник КУМХИ Б.А. Цыремпилов ознакомились с ходом строительства новой дороги на Зун-Хурай.
Добротная дорога к лесному поселку Зун-Хурай была построена в 50-х годах прошлого века, когда здесь работал леспромхоз. С тех пор она очень обветшала, сузилась, заросла лесом, покрылась колдобинами, так что каждая поездка по ней превращалась для автомобилистов в экстремальное путешествие. В 2012 году был сдан в эксплуатацию после глобальной реконструкции новый мост на этой дороге, с тех пор началась работа по организации строительства подъездной дороги к этому мосту. Все эти годы проходили многочисленные согласования, разрабатывалась проектно-сметная документация, решались финансовые вопросы … И наконец строительство долгожданной дороги длиной 5 км стало реальностью.
В конце лета 2016 г. подрядчик ООО «СибСтройСнаб» приступил к строительным работам. Новая грунтовая дорога под прямым углом будет отходить от республиканской трассы «Улан-Удэ - Романовка» недалеко от села Ониноборск, частично будет проходить по открытой низинной местности, в лесу соединится со старой дорогой и выйдет прямо на новый мост.
На 20 сентября на участке длиной в 2,5 км и шириной 30 метров уже был снят почвенно-растительный слой, вырублены мешающие деревья и началась отсыпка дорожного полотна. Для отвода воды поперек будущего полотна заложена одна труба диаметром около метра, место ее прокладки дополнительно укрепляется специально привезенным грунтом (всего на этой дороге будет проложено 5 труб). По проекту на новой дороге не будет резких перепадов высоты и лишних поворотов. В частности, скалу, по гребню которой проходила прежняя дорога, и которая находится примерно на половине строящейся дороги, строители дробят тяжелым экскаватором-бульдозером и полученным грунтом производят отсыпку дороги в низине. Отсыпка идет послойно по 30-40 см, наращивание слоев производится в зависимости от рельефа местности: где-то придется отсыпать больше слоев, где-то - меньше, чтобы в итоге получилось ровное полотно. На отсыпку всей дороги добытого здесь камня не хватит, после разработки этой выемки камень будут возить с ближайшего карьера. Верхний слой дороги будет отсыпаться щебеночно-песочной смесью. Бурты из снятого почвенно-растительного слоя, громоздящиеся сейчас вдоль всей стройки, потом пойдут на формирование откосов готовой дороги. Масштаб строительства новой Зун-Хурайской дороги впечатляет.
На строительстве занято 23 человека, работают 3 экскаватора, 2 бульдозера, один каток, 5 самосвалов грузоподъемностью 20 и 40 тонн и еще несколько единиц техники. Бригада имеет большой опыт строительства дорог, за их плечами не менее 10 готовых объектов в разных регионах нашей страны.
Уже в этом году дорога откроется для автомобилистов.
Лидия СТРЕКАЛОВСКАЯ.