А в Кяхте, как на вахте

26 августа 2005
Солончаково — степная Кяхта, прозванная ссыльными декабристами “песчаной Венецией”, это граница России с соседней Монголией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь начинался знаменитый “Чайный путь” из Китая в Европу, отсюда уходили когда-то научные экспедиции А. Потанина, Н. Пржевальского, В. Обручева в разные точки Центральной Азии. Сегодня, спустя два с лишним столетия, старинный сибирский городок, похоже, снова претендует на роль одного из торгово-экономических и культурных центров на востоке России. По крайней мере, на это надеются кяхтинцы и их “голова” Валерий ЦЫРЕМПИЛОВ. Фото Валерий Жамсуевич ЦЫРЕМПИЛОВ — один из опытнейших руководителей муниципальных образований Бурятии. Работал в партийных и советских органах, был постоянным представителем Правительства республики в Кяхте, помощником командующего Забайкальским пограничным округом, избирался депутатом Народного Хурала Бурятии. Возглавляет Кяхтинскую районную администрацию второй срок. В последние годы у нас в районе наметились некоторые подвижки: становится на ноги фермерство, развивается частный бизнес, относительно неплохо выглядит социальная сфера, повысилась рождаемость... Но эти шаги были бы куда заметней, если б не хроническая головная боль местного самоуправления — безденежье. Причем и перспективы весьма туманны. Через полгода нам жить по новому закону, а ясности с финансовыми источниками нет. В распределении местных доходов столько противоречий, нестыковок и явного абсурда, что исчезает всякий стимул зарабатывать свои деньги. Недавно принятый Налоговый кодекс тоже не стимулирует муниципалитеты на сбор собственных доходов, на развитие малого бизнеса и предпринимательства. Как половина арендной платы за землю уходила из Кяхты в республиканский бюджет, так и уходит. А от подоходных налогов нам остается и того меньше – 30 процентов. Остальные уплывают туда же. Интересно, кому выгодны эти встречные “финансовые потоки”? А в итоге районный бюджет обеспечен лишь вполовину. К тому же с принятием 122-го федерального закона решение многих проблем “верхи” перекладывают на местные власти. И говорят нам: “Вы сами должны искать и зарабатывать деньги!” Что ж, мы не против, но давайте вместе создадим для этого условия: юридические, технические... В Кяхте не только барханы, но и богатые земли, леса, уникальные исторические памятники культуры и архитектуры, за что она по праву признана интереснейшим туристическим объектом. Вроде бы есть откуда “качать” доходы, чтобы сделать район самодостаточным. Но на деле картина другая. Скажем, в лесу нам не положена даже взимаемая “попенная” плата за порубки и за оформление билетов на вывоз древесины. Все “лесные” денежки убегают в центр, туда же направляются плата за пользование недрами и штрафы, что взимаются на Кяхтинском международном автомобильном переходе. Да что там леса и недра! Деньги за аренду исторических зданий и те уходят в федеральный бюджет, потому как они – памятники федерального значения. Но сегодня многие старинные постройки требуют затрат на ремонт. А мы своими силами и средствами способны лишь косметически подправить фасады зданий да прибрать территорию вокруг них. Вообще благоустройство подобных исторических городков — больная тема, ибо оно нам не по карману. В 2000 году Кяхта в числе 26 “собратьев по судьбе”, наряду с Суздалем, Малоярославцем, Ростовом Великим, вошла в федеральную программу “Малые города России”. Но на наших памятниках, увы, это пока мало отражается. Средства, отпускаемые в рамках программы, довольно скромны, к тому ж они не всегда доходят до глубинки, оседая там, откуда “ходокам” ближе до Белого дома. В результате мы не можем отреставрировать ни Воскресенскую церковь — памятник архитектуры XVIII века, уникальный образец русского классицизма, ни, к примеру, дом купца Лушникова, который пустует более 20 лет. Прежде в нем жили люди, но, готовя здание к реставрации, их отселили. Ныне остались две семьи, которые, слава Богу, не дают растащить дом по кирпичику. Между тем он, наряду с великолепным памятником старинной Сибири — Гостиным двором и упомянутой церковью, мог бы привлекать туристов и приносить доходы. Успенская церковь — памятник архитектуры ХIХ века, сочетающий элементы византийского стиля и русского классицизма Деревянные кружева старинной Кяхты Гостиные ряды, откуда начинался “Чайный путь” из Китая в Европу В развитых странах ценность архитектурных памятников давно определяют не только возрастом, но и привлекательностью для инвестиций, способностью “отработать” вложения. Мы же все надеемся на тощий местный бюджет, которого едва хватает на зарплату, да ищем спонсоров. И все не решимся на самое здравое: дать местной власти самостоятельность в распоряжении своей (!) собственностью. Оставить хотя б половину от арендной платы на развитие и благоустройство города, в первую очередь памятников культуры. Ну а в итоге красоту спасать некому. Центру, похоже, безразлично, как будет жить глубинка, сохранит ли свою историю и культуру, станет ли экономически развитой территорией. Разумеется, и в нынешних условиях мы не сидим сложа руки, уповая лишь на помощь республиканской и федеральной власти. Жизнь заставляет крутиться. У нас говорят: в Кяхте, как на вахте. Что-то ищем, пробуем, придумываем для развития экономики и культуры района. Особые надежды возлагаем на набирающие обороты внешнеэкономические связи нашего государства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Монголией. Несмотря на политические перемены, приграничный диалог народов-соседей не слишком изменился. Между правительствами наших стран были и моменты крепкой дружбы, и периоды охлаждения, вплоть до взаимных претензий, однако народная дипломатия оказалась куда мудрее чиновной. С ближним Селенгинским районом Монголии мы по-соседски помогаем друг другу. От нас монголы везут картофель, семена зерновых, технику, запасные части. Мы у них получаем в обмен корма, сено, скот. Раз в два года заключаем соглашение о сотрудничестве на уровне аймаков. Оно обычно выполняется, особенно в области здравоохранения, образования, культуры. Традиционным стал общий праздник “Древо согласия” жителей нашего района и монгольского аймака. В Кяхте учатся, лечатся, отдыхают дети соседей, работают предприниматели из Сухэ-Батора и Алтан-Булака. Но приоритет, конечно, за экономическим сотрудничеством. Кяхта — по-прежнему ворота на Восток: в день через границу в одну сторону проходит до 150 автомобилей, свыше полутора тысяч людей. За пятилетие поток грузов и пассажиров увеличился вчетверо. Сегодня 70 процентов грузооборота между Россией и Монголией совершается через Кяхтинский район — пункт международного автомобильного перехода Кяхта — Алтан-Булак и железнодорожную станцию Наушки. Немало транзитных грузов идет в Китай. В этих условиях возрастает роль нашего района в международном торгово-экономическом сотрудничестве, что заставляет по-новому решать проблемы его развития. Важным инструментом этого может стать создание торгово-экономической зоны (ТЭЗ) в районе Кяхты. Мы присматриваемся к опыту работы подобных зон в Калининграде, Осетии, Калмыкии, но воспринимаем его критически, полагая, что суть ТЭЗов не в уходе от налогов, а в сочетании интересов России и региона, где они находятся. ТЭЗ нам видится как комплекс условий и услуг для взаимовыгодного привлечения новых инвестиций, развития современных производств. И, конечно, оживления существующих, которого у нас в районе ждут и Хоронхойский плавиково-шпатовый рудник, и Чикойский кожевенный завод, имеющий почти 300-летнюю историю, и ряд пищевых предприятий — мясокомбинат, маслозаводы, хлебопекарни. Мы уверены, ТЭЗ даст приток средств, толчок развитию района, и уже готовим для нее базу. Подтягиваем инфраструктуру, сервис на приграничной территории. Одновременно с монгольской стороной привели в порядок автодорогу, пункт МААП Кяхта — Алтан-Булак. При финансовой поддержке республики создаем площадку, где разместятся почта, пункты обмена валюты, отделения банков, склады, магазины, кафе. Учитывая бурный рост грузооборота с Китаем и Монголией, развиваем станцию Наушки, строим дополнительные пути, жилье... Однако воплощение наших планов зависит от скорейшего создания условий для реального местного самоуправления, заявленных в 131-м законе: надежных источников финансирования, ясных межбюджетных отношений и справедливого раздела собственности между властными этажами. Валерий ЦЫРЕМПИЛОВ, глава администрации Кяхтинского района Республики Бурятия Записала и сфотографировала Октябрина ЕШЕЕВА, журналист Журнал "Российская Федерация сегодня"

Назад к списку
Поиск: