В Россию возвращается плановая экономика Тюменская область будет верстать бюджет исходя из целей, которых предполагается достичь
Тюменская область первой в России перейдет на целевое использование бюджетных средств. Об этом в понедельник заявил губернатор Тюменской области Сергей Собянин. Областной бюджет следующего года будет полностью формироваться уже по новому принципу. Став очередной экспериментальной площадкой федерального центра, Тюменская область, по мнению аналитиков, набирает себе политические очки – роль пионера пригодиться области в будущей гонке богатых регионов за средства из инвестиционного фонда. Однако если данный принцип распространить на менее богатые регионы, то Россия, по мнению экспертов, может вернуться в самые мрачные времена плановой экономики с ее приписками и гонкой за хорошими показателями.
Губернатор Тюменской области Сергей Собянин в понедельник объявил, что к формированию бюджета следующего года область подойдет по-новому. По его словам, регион первым в России перейдет на целевое использование бюджетных средств. Пока о столь важном начинании не было объявлено официально. Это заявление глава области сделал в рамках программы «Час с губернатором» на телеканале ГТРК «Регион-Тюмень». «Новый подход, – пояснил губернатор, – должен обеспечить эффективность распределения бюджетных средств, достижение соответствующих показателей». Тюменскую область можно будет считать пионером в переходе на новый принцип бюджета: пока в России не существует регионов, где бы решились на такой эксперимент. Хотя в некоторых регионах уже не первый год частично используют принцип целевого выделения бюджетных средств под некоторые программы.
Переход от принятого в настоящее время сметного бюджетирования к бюджетированию по результатам деятельности был начат примерно год назад. Для составления бюджета по новому принципу формулируются основные цели и заявляется требуемое для этого финансирование. «При существующих методиках регионам сложно использовать бюджетные деньги для чего-нибудь, кроме поддержания сложившихся процессов (например, финансирование больниц и роддомов. – RBC daily), – считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. – У сметного финансирования имеется ряд крупных недостатков. В частности, в регионах существует проблема регионального монополизма. Например, ЖКХ или строительный комплекс имеют возможность влиять на составление бюджета и добиваться увеличения финансирования своей отрасли. В результате такая система приводит к разбазариванию бюджетных денег. Альтернативой такому финансированию является целевое использование. Целевой подход в построении бюджета представляет собой формирование программы, имеющей конкретные сроки и конкретную цену».
На данную систему в итоге должны перейти и федеральный, и региональные бюджеты. «Поскольку федеральное законодательство еще не готово, чтобы повсеместно осуществить переход к программам целевого бюджетирования, сейчас пытаются создать некие заделы на региональном уровне, – говорит ведущий эксперт Фонда экономических исследований Наталья Акиндинова. – В нескольких регионах, к примеру, в Чувашии, в Вологодской области, разрабатывается система индикаторов, которые должны будут помочь создать общую методику». По ее словам, на федеральном уровне полностью целевой бюджет будет возможен только через несколько лет. «Хотя в трехлетнем бюджете это уже и существует в теоретическом аспекте – есть общие экономические показатели, которых планируется достичь, но собственно деятельности министерств и ведомств программа пока не касается, они финансируются по прежнему сметному принципу», – поясняет Наталья Акиндинова. В Вологодской области эксперимент пока проходит очень локально – новая методика распространяется лишь на отдельные программы. «Говорить о полном переходе на целевое финансирование мы не можем, – объяснил RBC daily заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента экономики Леонид Иогман. – Хотя элементы проектного менеджмента были интегрированы в бюджетный процесс пару лет назад».
В Тюменской области такой эксперимент может оказаться удачным. Эксперты сходятся во мнении, что область является одной из передовых в России по экономическим показателям. «Это один из шестнадцати богатых регионов России, в которых есть возможность более свободного распоряжения ресурсами. И они могут позволить себе начать такой эксперимент», – считает Наталья Акиндинова. Тюменская область традиционно участвует в разнообразных инициативах федеральных структур, напоминает аналитик Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Губернатор находится в хороших отношениях и с Кремлем, и с полпредством, и поэтому когда затевается какая-то федеральная инициатива, то очень часто она согласовывается с [губернатором Тюменской области] Сергеем Собяниным, – отмечает политолог. – Он берет на себя роль первопроходца – это было неоднократно в самых разных сюжетах, в том числе и с досрочным назначением губернатора. Собянин был одним из первых, кто подал заявление о доверии, активно участвовал в подготовке закона о местном самоуправлении. Неудивительно, что и эта инициатива апробируется на Тюменской области».
Аналитики полагают, что Тюменская область таким образом борется за возможность доказать центру, что она – регион-лидер и вправе рассчитывать на право доступа к средствам инвестиционного фонда. «Пока мы можем говорить о конкуренции экономически сильных и одновременно политически лояльных регионов за средства инвестиционного фонда, – уверен Ростислав Туровский. – Тюменская область участвует в этой борьбе наряду с такими сильными регионами, как Красноярский край, Москва и Санкт-Петербург. И каждый регион выдвигает помимо экономических еще и политические аргументы. Главный из них на сегодняшний день – это лояльность и отлаженные отношения с Кремлем. Регионы, у которых хорошо налажены отношения с Кремлем, умеют лоббировать свои интересы и выигрывают в этом процессе».
Однако не исключено, что эксперимент, оказавшийся удачным для Тюмени, не подойдет для других, менее богатых регионов. Более того, будучи распространен на депрессивные территории, он может вернуть страну во времена плановой экономики с ее практикой приписок и надувательства. «Мировой опыт здесь неоднозначен, – считает Наталья Акиндинова. – Основной риск заключается в том, что все ведомства начнут работать на целевые показатели, в ущерб содержательной части бюджета. Если планируют увеличить количество излеченных от определенной болезни, все средства будут брошены на это, а другие статьи расходов на медицину перестанут получать финансирование. Грубый пример, но такой эффект имеет место. Это, кстати, и было одним из недостатков плановой экономики – работа на показатель». С тем, что опыт Тюмени может сослужить плохую службу менее богатым соседям, согласен и Ростислав Туровский. «Можно провести аналогии с укрупнением регионов, когда операцию по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа удалось провести без изъяна, чтобы показать другим регионам, что это не больно и не страшно, – говорит он. – А потом у других возникли проблемы, когда выяснилось, что не всем подходит такой сценарий. Подобное может произойти и здесь – все будет разыграно на ура, образцово-показательный регион, а потом все будет сложнее, поскольку не у всех столь хороша финансовая ситуация». Тюменской области, скорее всего, удастся провести эксперимент удачно, сходятся во мнении аналитики. Области хватит денег и административного ресурса. А вот менее богатым регионам придется вспомнить об ужасах плановой экономики.
Отдел экономики
RBCdaily
Назад к списку