Муниципалитетам нужно расширить налоговую базу

25 апреля 2017

Ежегодно 21 апреля, начиная с 2013 года, в России празднуется День местного самоуправления. Указ об учреждении этого нового праздника президент России Владимир Путин подписал 10 июня 2012 года.
   Как говорится в этом документе, новая дата вводится в календарь «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления (МСУ), развития демократии и гражданского общества».
    В канун профессионального праздника сотрудников муниципалитетов газета «Бурятия» поговорила с Борисом Ботоевым, председателем Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы. https://burunen.ru/site/news?id=17350

- Борис Николаевич, почему принята дата 21 апреля?
   - Если заглянуть в историю российского законодательства, именно 21 апреля 1785 года императрица Екатерина II подписала документ - Жалованную грамоту городам России. Это стало первым шагом в развитии местного самоуправления, которое является самой приближенной властью к народу.
   Официально документ назывался «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Документ состоял из Манифеста, 16 разделов и 178 статей, при его подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, а также образцы зарубежных документов — шведский Цеховой устав и прусский Ремесленный устав. Жалованная грамота закрепила за населением городов единый сословный статус, вне зависимости от профессиональных занятий.
   Екатерина II строила большие планы по укреплению местного самоуправления, но, к сожалению, не успела осуществить их.
    - В дальнейшем институт местного самоуправления претерпел ряд изменений.
    - Дальнейшее развитие местного самоуправления было связано с земской и городской реформами Александра II. С1864 года в уездах, в губерниях по указу императора стали действовать земские собрания. Положение о земских учреждениях ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами.
   С 1870 года после реформы органами городского самоуправления стали городские думы и управы.
   - Как известно, органы местного самоуправления существовали и в советские годы.
    - В то время органы МСУ выражались в Советах разного уровня, но, к сожалению, их с большой натяжкой можно было назвать публичной властью, приближенной к народу, поскольку были встроены в строгую вертикаль, подчинялись друг другу. Тогда как смысл местного самоуправления заключается именно в самостоятельности: самостоятельная территория, самостоятельные бюджетные средства, налоги и сборы, и население. Оно само выбирает себе власть, которая решает все насущные вопросы.
   - С какого времени в современной России начал развиваться институт МСУ?
   - Впервые реформы по местному самоуправлению начаты президентом СССР Михаилом Горбачёвым, но говорить о самостоятельности МСУ в те годы не приходилось. В действительности же, все принципы местного самоуправления были закреплены в Конституции России 1993 года. Она стала базовым законом, на основе которого появились потом другие законодательные документы, в первую очередь, 131-й федеральный закон «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании которого сегодня существует институт МСУ.
   - Какой основной момент данного базового документа вы бы могли выделить?
   - В апреле 1998 года Российская Федерация ратифицировала европейскую Хартию местного самоуправления. Основные идеалы ее заключаются в самостоятельности в принятии решений, административной, финансовой, территориальной автономии. Те идеалы нашли отражение в основном федеральном законе, регулирующем деятельность местных органов.
   Сейчас многие сетуют, что происходит постепенный отказ от основных положений Хартии, целенаправленно вводятся правовые институты, устанавливающие механизмы оперативного контроля государства за реализацией местным самоуправлением собственных полномочий. Особенно это касается возможности отмены прямых выборов главместных самоуправлений. По Конституции народ - единственный источник власти. Считаю, что только по личному волеизъявлению народа органы местного самоуправления должны наделяться теми или иными полномочиями. Когда пытаются разными путями отодвинуть народ от организации МСУ, на мой взгляд, это неверно.
   К примеру, в Иркутской области мэра областного центра выбирали на конкурсной основе, теперь ставят вопрос о возвращении к прямым выборам. В Бурятии же республиканский закон с 2019 года предусматривает только прямые выборы глав местных самоуправлений.
   - Это касается и глав поселений, и других руководителей муниципалитетов?
   - Да, но при этом в республиканском законодательстве предусмотрена вариативность: сохранена возможность выборов на конкурсной основе. Пусть жители поселений сами выбирают ту или иную модель организации власти, которая им больше нравится.
   - Какие основные проблемы стоят сегодня перед органами МСУ?
   - Самая главная из них – это объём доходов местного самоуправления. К примеру, если в 1997 году консолидированный бюджет местных советов составлял 11% от внутреннего валового продукта, то сегодня примерно 4-5%, это говорит о том, что бюджетная база значительно сужается. В 2000-х годах бюджет МСУ пополнялся за счёт налога на прибыль, налогов на доходы физических лиц, на добавленную стоимость, от акцизов. Сегодня - в основном за счёт налогов от дохода физических лиц и земельного налога. Если раньше поступления от налога на доходы физических лиц составляли до 79%, то сегодня только 2%, это огромная разница. Поэтому самая большая опасность для муниципалитетов – обострение проблем бюджетного обеспечения, другими словами, нехватка средств, что грозит обнищанием поселений. Иногда средств не хватает на зарплату, отопление, освещение помещений, занимаемых администрациями поселений. Поэтому необходимо внести изменения в бюджетный и налоговый кодексы, поскольку без этого нормальная жизнедеятельность районов, поселений невозможна.
   - Неудивительно, что в этом случае органы местного самоуправления просят дотации, наделить их большими полномочиями.
    - 136-м федеральным законом установлен раздельный перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений.
В городских, согласно данному федеральному закону, их осталось, как было, – 30, а в сельских - 13. Тем не менее, под нажимом органов МСУ республиканский парламент пошёл им навстречу, наделив их дополнительно ещё восемью полномочиями: по снабжению населения топливом, по жилищному законодательству, сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, созданию условий массового отдыха, по организации сбыта и вывоза бытовых отходов и т. д.
    - Всё это позволит повысить доходную часть бюджетов органов МСУ?
    - Пока на федеральном уровне не решится вопрос о дополнительных сборах налогов районами и поселениями, ситуация, к сожалению, не улучшится. Прежде всего, по налогу на прибыль и, в особенности, в сфере малого предпринимательства. Если бы органы МСУ собирали эти налоги, тогда у них была бы заинтересованность развивать малый и средний бизнес у себя, поскольку это увеличивало бы налоговую базу.
    Сейчас этого у них нет. Как правило, органы МСУ что сверху «упадёт», то и распределяют. В этом вся беда.
   - Можно как-то изменить ситуацию?
   - К сожалению, налоговое законодательство - прерогатива федерального центра, и в этой части мы не можем расширить возможности муниципалитетов законодательно на республиканском уровне. Хотя регулярно выходим с законодательной инициативой в парламент России, чтобы изменить ситуацию.
    В октябре этого года впервые за пять лет наметили проведение съезда депутатов всех уровней, на котором будут озвучены проблемы органов МСУ. По его итогам выработаем резолюции, которые направим в соответствующий комитет Государственной думы РФ для поправки федеральных законов.
   - Своё слово должны сказать и депутаты Госдумы, члены Совета Федерации ЗС РФ по лоббированию данного вопроса.
   - Лоббирует вся Россия, все органы местных самоуправлений, не только Бурятия. Все регионы ставят одни и те же вопросы: пожалуйста, расширьте налоговую базу органов МСУ, дайте им самостоятельно решать свои вопросы, чтобы они свободно дышали. Надеемся, что когда-то нас услышат.
 

Герман НАМЖИЛОВ
 

 


Назад к списку
 Поиск: