Прорыв в Монголию или угольная авантюра? «Центральная газета» поставила под сомнение перспективы разработки месторождения «Улан-Овоо» компанией «Бурятуголь»
Один чиновник из правительства Бурятии рассказал такую байку. Лет 7-8 назад Баргузинский район получил в «подарок» по договору «Москва-Бурятия» технологическую линию для разлива байкальской воды.
Завод решили смонтировать и запустить в Усть-Баргузине. Администрация района обратилась в правительство республики с просьбой помочь рассчитать, как извлечь из «перспективного проекта» максимально возможные дивиденды. В правительстве посчитали, и оказалось, что для обеспечения вывоза и сбыта готовой продукции между Усть-Баргузином и Улан-Удэ (около 300 км) должны беспрерывно курсировать 72 большегрузных КамАЗа. При этом себестоимость питьевой воды из-за фантастически высоких затрат на транспортировку (ГСМ, техническое обслуживание, зарплата водителей) будет сопоставима с ценой отборного коньяка...
Этот анекдотичный случай (а, может быть, и просто анекдот) вспомнился в связи с широко объявленными на прошлой неделе намерениями компании «Бурятуголь» приступить к освоению месторождения каменного угля «Улан-Овоо», расположенного в Монголии в 18-ти километрах от российско-монгольской границы. Качество тамошнего угля так же, как и питьевые свойства байкальской воды, не вызывает сомнений. Уголь хороший и мог бы пользоваться спросом при условии конкурентоспособной цены. Сомнительны техническая и экономическая состоятельность разрекламированного проекта.
По словам технического директора ООО «Бурятуголь» Виктора Лизунова, добытый уголь предполагается транспортировать «карьерными «МАЗами», каждый из которых вместе с прицепом способен взять до 47 тонн груза, на расстояние свыше 80 километров - от Улан-Овоо через пограничный переход «Желтура» на станцию Джида. Таких «МАЗов» у предприятия шесть, еще десять собираются взять в лизинг. При этом ООО «Бурятуголь» рассчитывает добыть 1,5 млн. тонн твердого топлива в 2006 году, а затем выйти на уровень добычи 5-6 млн. тонн угля в год. Мы обратились к одному из наиболее авторитетных российских экспертов, заведующему кафедрой открытых горных работ Московского горного университета, доктору технических наук, профессору Владимиру Коваленко и попросили его дать оценку проекту ООО «Бурятуголь», исходя из данных, озвученных Виктором Лизуновым.
- Сразу настораживает наличие 80-километрового транспортного «плеча», - ответил эксперт. - На практике нигде в угольной отрасли России не производится транспортировка добытого угля автотранспортом на подобные расстояния. Как правило, 3-4 километра, очень редко - 5. Но никак не 80-90 километров. При перевозке на столь дальнее расстояние себестоимость угля резко возрастет за счет стоимости горюче-смазочных материалов, технического обслуживания автомашин и самой трассы, которую нужно грейдировать, отсыпать, очищать зимой от снега.
Кроме того, эффективность использования автосамосвалов «МАЗов» для перевозки угля на такое расстояние чрезвычайно низка. Они не предназначены для дальних перевозок. Тяжело груженая машина, да еще с прицепом, будет двигаться очень медленно, потребляя много горючего. А горючее, в том числе дизельное топливо, как известно, стремительно дорожает. Угледобывающее предприятие, работая в таком режиме, будет находиться в чрезмерной зависимости не только от мировых цен на собственную продукцию, но и от мировых цен на нефть и нефтепродукты.
Элементарные расчеты показывают, что для транспортировки 1,5 млн. тонн угля необходимо 36 машин, а вовсе не 16, как это декларируют авторы проекта. При выходе на объемы угледобычи в 6 млн. тонн потребуется уже 144 автосамосвала.
С учетом всех этих обстоятельств затраты на перевозку автотранспортом могут составлять до 75 процентов себестоимости угля. А ведь его еще предстоит грузить в вагоны, затем везти по железной дороге, причем не электрифицированной, на дизельной тяге, что тоже весьма дорого. А главное - его нужно добыть.
Думаю, что такой способ организации работ, мягко говоря, является нерациональным, а предприятие, скорее всего, будет нерентабельным.
К сказанному Владимиром Коваленко можно добавить еще несколько обстоятельств. Месторождение Улан-Овоо находится в неосвоенной местности, где отсутствуют линии электропередач, а дороги напоминают козьи тропы. Следовательно, всю транспортную и энергетическую инфраструктуру придется создавать с нуля. Пересечение границы не только затянет транспортировку добытого топлива, но и потребует вложений в оборудование погранперехода. Строительство грузового терминала в Джиде - это тоже затраты. По силам ли подобные капиталовложения компании «Бурятуголь», на долю которой, по данным газеты «Коммерсант - Восточная Сибирь», пришлось лишь 150 тысяч тонн угля из 1670 тысяч тонн, добытых в Бурятии в январе-апреле текущего года?
Заслуживает внимания и, скажем так, правовая история месторождения Улан-Овоо. Первоначально лицензия на него принадлежала ГОК «Эрдэнэт». В период «демократических преобразований» в Монголии права на месторождение перешли к известному монгольскому миллионеру, проживающему преимущественно в США, который, кстати, и является владельцем корпорации «Очир» - сегодняшнего партнера ООО «Бурятуголь». Однако ГОК «Эрдэнэт» не раз предпринимал попытки вернуть себе лицензию на «Улан-Овоо». Думается, скорее из принципа, чем ради выгоды. По имеющимся сведениям, окончательного правового решения на этот счет до сих пор нет. То есть не исключено, что «Улан-Овоо» вообще может оказаться спорным объектом.
К слову сказать, в Монголии лицензии на различные месторождения полезных ископаемых не имеют той ценности, как у нас, в России. Из-за неразвитой инфраструктуры вести разработки в соседней стране большинству серьезных инвесторов представляется невыгодным. Например, к тому же «Улан-Овоо» некоторое время назад присматривалась крупная угольная компания из Кузбасса, которая занимается внедрением новых технологий добычи угля. Но, оценив сложность и перспективы проекта, отказалась от него.
Самое же главное, что в Монголии лицензии на месторождения полезных ископаемых не могут быть залогом при получении кредита. А в России - могут. И если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения каких-нибудь финансовых аферистов, то получается очень простая и «наваристая» схема. Купить за относительно небольшие деньги лицензию в Монголии, затем использовать ее для получения кредита в России якобы на разработку месторождения, а кредит «распилить» между собой.
Но вернемся к проекту ООО «Бурятуголь» - к его так называемой «социальной составляющей». По заявлениям Виктора Лизунова, освоение месторождения «Улан-Овоо» якобы позволит создать 1500 новых рабочих мест преимущественно для горняков города Гусиноозерска, оставшихся без работы после ликвидации угольного разреза «Холбольджинский». Однако тот же самый Виктор Лизунов ранее сообщил, что для ведения работ на «Улан-Овоо» компанией «Бурятуголь» зарегистрирована «дочка» под названием «Угольный разрез Джида». Причем, зарегистрирована почему-то не в Гусиноозерске, не в Джиде и даже вообще не в России, а в Монголии, где и будет платить налоги.
В то же время монгольское законодательство весьма строго регламентирует распределение рабочих мест между гражданами своей страны и иностранными специалистами. Так, например, на ГОК «Эрдэнэт» граждане Монголии составляют 70 процентов работающих, а иностранные специалисты - 30 процентов. Можно ли ожидать, что для компании «Бурятуголь» и ее зарубежной «дочки» будут созданы какие-то особые условия?
Вопросов, как видим, очень много. И эти вопросы - не риторические. В бедной Бурятии мы всегда искренне радуемся любому экономическому начинанию. Но, к сожалению, первоначальная эйфория часто оборачивается разочарованием. Там не так посчитали, тут не учли...
Что же сулит нам планируемый компанией «Бурятуголь» «поход в Монголию»? Не обернется ли широко разрекламированный проект очередной авантюрой или просто анекдотом вроде истории с розливом байкальской воды?
Время покажет. А пока, как поет Юрий Шевчук, «нас сомненья грызут, я сомнениям этим не рад...»
Источник: «Центральная газета», 07.09.2005
Автор: Антон Резников
Назад к списку