Саморегулируемые организации: роль, задачи, функции

22 августа 2017

В Российской Федерации порядок образования и деятельности саморегулируемых организаций,  их основные цели и задачи установлены Федеральным законом  от 01 декабря  2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон), а также федеральными законами, регулирующими соответствующий  вид деятельности

Статья 3 Закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.   Саморегулируемые организации могут создаваться в  сфере строительства, оценочной деятельности, деятельности арбитражных управляющих, кадастровых инженеров, аудиторов и т.д. На данный момент  на территории Российской Федерации зарегистрировано свыше 1200 саморегулируемых объединений.

Источниками финансирования  саморегулируемых организаций являются взносы (вступительные, членские), а также  добровольные пожертвования, доходы от оказания информационных и образовательных услуг членам СРО, от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Основными  функциями  саморегулируемых организаций являются:

-разработка условий членства;

- определение дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

-разрешение споров между компаниями-участниками объединения и потребителями произведенных товаров и услуг;

-анализ деятельности компаний - участников;

-в случае необходимости - обучение и аттестация работников членов объединения;

-обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, публикация информации об этой деятельности;

       -рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации;

-ведение реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными  Законом;

-представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и органами  местного самоуправления.

Вступление в СРО позволяет предпринимателям получать информационную и юридическую поддержку. Регулярные проверки со стороны надзорных органов способствуют сохранению качества работ на высоком уровне. Для повышения квалификации своих членов СРО организуют различные курсы и программы.

 В рамках своей компетенции Росреестр осуществляет функции государственного надзора (контроля) по  направлениям:

-контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

-надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров; -надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков; -надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок.

Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется Росреестром и его территориальными органами путем:

-проведения внеплановых проверок, проведения плановых и (или) внеплановых проверок деятельности указанных саморегулируемых организаций, их филиалов и представительств;

-участия в организации подготовки арбитражных управляющих, проведения и приема теоретического экзамена по единой программе их подготовки;

-выдачи свидетельства установленного образца о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

-оформления арбитражным управляющим допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

-участия в собрании кредиторов должника (без права голоса),  а также в судебном заседании при рассмотрении вопроса об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего;

- обращения в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, саморегулируемой организации оценщиков, саморегулируемой организации кадастровых инженеров и их должностных лиц к административной ответственности;

- обращения по поручению руководителя (заместителя руководителя) Росреестра в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

-обращения по поручению руководителя (заместителя руководителя) Росреестра в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

Данные  обо всех объединениях содержатся в соответствующих государственных реестрах. Они приобретают статус саморегулируемой организации с даты  внесения сведений о некоммерческой организации  в государственный реестр  и утрачивают статус  с  даты исключения сведений из указанного реестра.


Назад к списку
Поиск: