О результатах проверки органов местного самоуправления в 2016 году и 1 полугодии 2017 года в рамках осуществления государственного земельного надзора

25 сентября 2017

В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимается, в том числе, деятельность федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства от 02.01.2015г. №1, полномочиями в части надзора за соблюдением органами государственной власти (далее – ОГВ) и органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности наделен Росреестр. Предметом проверок является соблюдение требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков. За нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков, либо водных объектов предусмотрена административная ответственность (ст. 19.9. КоАП РФ).

Административным регламентом Росреестра по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015г. №486, предусмотрено, что при проведении проверок должностные лица Росреестра проверяют также соответствие актов, принятых ОГВ и ОМСУ по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков требованиям законодательства, предъявляемым к таким актам, а именно:

- соблюдение сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

- законность удовлетворения должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено;

- законность отказа должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка.

Согласно п.п. 4,5 ст. 39.13 ЗК РФ заявления о предоставлении земельного участка рассматривается в порядке их поступления  и в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган.

Порядок предоставления земельных участков, в том числе основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, без проведения торгов и с проведением торгов и др. регламентировано главой V.1 ЗК РФ.

Таким образом, при проведении проверки в отношении ОГВ и ОМСУ, должностными лицами Росреестра осуществляется проверка оснований для принятия решений о предоставлении земельных участков, решений об отказе в предоставлении земельных участков, а также сроков предоставления земельных участков, установленных главой V.1. ЗК РФ, а также иными нормативными правовыми актами, в т.ч. актами ОГВ и ОМСУ.

Государственный земельный надзор в отношении ОМСУ осуществляется должностными лицами Росреестра в форме плановых и  внеплановых проверок.

В 2016 году в соответствии с утверждёнными планами государственными инспекторами Управления Росреестра по РБ проверено 20 ОМСУ, из них 1 – муниципальный район (Селенгинский), 19 – городские и сельские поселения в 16 районах республики.

На 2017 год запланировано проведение проверок 17 проверок в отношении деятельности ОМСУ в 15 районах, из них 1 проверка МО на уровне района (Окинский район).

Следует отметить, что в связи с изменениями земельного законодательства с 01.03.2015 года, если на территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, ОМСУ поселения приобрели право распоряжения земельными участками, госсобственность на которые не разграничена. До 01.03.2015 данные полномочия исполнялись ОМСУ  муниципальных районов. Однако поправками к законодательству полномочия сельских поселений в части распоряжения земельными участками с 01.01.2017 года вновь возвращены на уровень муниципальных районов. В связи с чем, на 2018 год в проект плана проверок в отношении органов местного самоуправления включено 8 муниципальных образований районов, городской округ «Город Улан-Удэ» и ГП «Поселок Нижнеангарск».

По результатам проведённых в 2016 году проверок государственными инспекторами выдано 7 предписаний об устранении нарушений (по одному в Заиграевском, Кабанском и Тарбагатайском районах, и по 2 предписания в Иволгинском и Северо-Байкальском районах). В первом полугодии 2017 года выдано 5 предписаний (в Заиграевском, Муйском, Окинском, Прибайкальском и Селенгинском районах).

Основными нарушениями, допущенными ОМСУ при осуществлении полномочий при предоставлении земельных участков, выявленными ходе надзорных мероприятий являются нарушения требований  ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в части нарушения сроков рассмотрения обращений граждан. Так, в отдельных случаях заявления не регистрируются в журналах регистрации заявлений, отсутствует подписи заявителя, нарушаются сроки  рассмотрения обращений граждан.

Кроме того, согласно актам проверок выявлены случаи нарушения ОМСУ требований земельного законодательства в части соблюдения порядка предоставления земельных участков, установленных статьями 39.12 ЗК РФ (на официальном сайте не размещаются протоколы о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка), 39.15 ЗК РФ (решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков принимаются в срок более чем тридцать дней со дня поступления заявлений), 39.17 ЗК РФ (договоры аренды земельных участков подготовлены с нарушением установленных сроков), 39.18 ЗК РФ (извещения о предоставлении земельных участков публикуются на официальном сайте с нарушением установленного срока) и др.

По материалам направленным в органы прокуратуры в 2016 году вынесено представление в адрес главы муниципального образования СП «Посольское» в Кабанском районе, в 2017 году - главам СП «Дабатуйское» и СП «Илькинское» в Заиграевском районе.

Необходимо отметить, что по большинству выявленных случаев нарушения порядка предоставления земельных участков, органами прокуратуры решения о возбуждении дела об административном правонарушении не возбуждаются в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (два месяца). Кроме того, в ряде случаев органами прокуратуры в Заиграевском, Окинском, Северо-Байкальском районах направленные государственными инспекторами материалы оставлены без рассмотрения.  


Назад к списку
 Поиск: