Кто распутает «клубок противоречий» в земельном вопросе?

20 ноября 2017

   Депутаты Комитета Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку провели выездное рабочее совещание в поселке Танхой Кабанского района, где парламентарии обсудили вопросы земельного законодательства.
    Готовится обращение в Госдуму
    На федеральном уровне скоро должен разрешиться вопрос о снижении водоохраной зоны Байкала до 200 метров. В прибрежных поселениях ведется работа по утверждению правил землепользования и застройки, генерального плана территориального развития. Как идет эта работа, и с какими проблемами в земельных отношениях сталкиваются кабанцы, выясняли в ходе рабочей поездки депутаты Народного Хурала.
    Оказалось что, «земельный вопрос» остро стоит для жителей Танхоя. Соседство с федеральной трассой, железной дорогой и заповедником не только препятствуют оформлению земельных участков, но и приводят к потере доходов для муниципального образования. Дело в том, что РЖД не платит земельный налог в казну поселения. Кроме этого, железная дорога, как собственник земли, должна заниматься и вопросами благоустройства на данной территории. Однако деньги на эти цели все равно приходиться тратить муниципалитетам.
    Решение этих вопросов, вне пределов полномочий парламента республики. Поэтому председатель Комитета Александр Попов дал поручение подготовить обращение в федеральные органы государственной власти. 
    Депутат Народного Хурала Леонид Селиверстов поставил вопрос о критериях определения размеров полосы отвода:
    - Еще надо разобраться, сколько метров нужно отвести от железной дороги – 100 метров или 200-300 метров, - задался вопросом парламентарий.
    Позиция федеральных властей такова, что полоса отвода железной дороги сокращаться не будет. Это вопрос безопасности. Единственный выход для граждан – договор субаренды, пояснил заместитель начальника Отдела землеустройства и землепользования Министерства имущественных и земельных отношений Бурятии Михаил Гатапов. К тому же, стоимость аренды невысока, в некоторых случаях это в прямом смысле слова копейки.
     Образовательный туризм на берегу Байкала
    В ходе рабочей поездки депутаты посетили визит-центр Байкальского заповедника, где реализуется масштабный проект по развитию образовательного туризма. По замыслу дети и взрослые здесь могут не только узнать новые факты об экосистеме Байкала, но и лично прикоснуться к красотам природы во время экскурсий с гидом.
    В одной связке с Байкальским заповедником работает школа-интернат №21 в поселке Танхой. Уже на протяжении нескольких лет они реализуют проект «Байкальская Международная школа». В летнем образовательном лагере дети с разных стран учатся любить и защищать природу. Уже в следующем году должен начать работу лесопитомник, который также будет выполнять эколого-просветительскую функцию, об этом рассказал завуч школы Ян Мельков. Земельный участок уже выделен. Решение РЖД приняло в рекордные сроки – всего за четыре месяца. В том, что вопрос решился положительна, велика заслуга депутата Леонида Селиверстова, отметили в школе.
    - Мы сегодня увидели реальный пример создания инфраструктуры для развития организованного туризма на Байкале. Это отличная  возможность не только для жителей Бурятии, но и гостей со всей России прикоснуться к уникальной природе Байкала, - одобрил инициативу заповедника Александр Попов.
    У руководства заповедника немало планов и задумок, но их реализация опять же упирается в «земельный вопрос».
     - У нас есть визит-центр, туристические тропы, которые находятся не на землях учреждения. Поэтому когда мы говорим о развитии заповедника на сопредельных территориях, неизбежно возникают вопросы согласования с землепользователями: железной дорогой, муниципалитетом, -  рассказал Василий Сутула.
    Например, в планах заповедника построить стоянку для больших автобусов, которые не могут проехать на территорию заповедника из-за низкого железнодорожного моста. Однако этот небольшой участок земли имеет сразу нескольких хозяев. Рядом проходит железная дорога, которая имеет свою полосу отвода, то же самое относится к федеральной трассе М55. Вдобавок, есть небольшой клин и муниципальной земли. Именно на этом клочке легче всего получить разрешение на строительство, посоветовал руководству заповедника запред Комитета Баир Гармаев.
    Еще один интересный проект – строительство причальных сооружений. Причем здесь речь идет не только о восстановлении пароходного сообщения в порту Танхой. В планах Василия Сутулы восстановить исторический причал, через который переправлялись железнодорожные составы до строительства Кругобайкальской железной дороги. Во время русско-японской войны на Дальний Восток через Танхой было переправлено около миллиона солдат, большое количество оружия и техники, рассказывает Василий Сутула. Этот причал может стать уникальным местом памяти в Бурятии, убежден директор заповедника.
    Но земля, на которой предполагается строительство принадлежит нескольким собственникам. Это иркутский гидрометцентр, администрация Кабанского района, Водный фонд. И вновь решение этих вопросов требует изменений в федеральном законодательстве.
   Несмотря на все сложности, есть и основания для оптимизма. Это открытость для сотрудничества со стороны руководства заповедника, республиканских и муниципальных властей. Общими усилиями «достучаться» до федеральных структур в решении «земельного вопроса» будет легче.
    - Сегодня у поселений, находящихся на берегу Байкала много вопросов, тем более у таких как Выдрино, Танхой, Бабушкин. И многие из них упираются в земельные проблемы. По итогам нашего сегодняшнего разговора мы поставим эти вопросы перед Правительством Бурятии, федеральными органами власти, - подвел итоги рабочей поездки Александр Попов.  


Назад к списку
 Поиск: