Зоригто Цыбикмитов: «Год отработали плодотворно»

24 января 2018
    Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам и финансам самый большой по своему составу. В него входит 17 парламентариев, главной задачей комитета является формирование республиканского бюджета, контроль, прежде всего, за эффективным  использованием бюджетных средств. Каким был для депутатов прошедший  год, что планируется сделать в текущем году рассказывает председатель комитета Зоригто Цыбикмитов. 
  - Основной целью налоговой и бюджетной политики, как и ранее, является улучшение качества жизни населения. Формирование и принятие республиканского бюджета - это всегда нелёгкий процесс поиска компромисса между потребностями и возможностями республики. К формированию бюджета обычно приступаем за три месяца до нового года. Создаются рабочие группы, проводим много рабочих совещаний, в которых участвуют все председатели комитетов Народного Хурала, депутаты, представители министерств, ведомств, крупных предприятий бюджетной сферы республики. По каждой отрасли заслушиваем отчёты - на какие нужды и какое финансирование требуется. Конечно, учитывая высокую дотационность республики, не всегда удаётся выделить требуемые суммы, но всё же стараемся найти компромиссное решение, чтобы профинансировать самые необходимые расходы и чтобы никого не обидеть. 
- Какова доходная часть республиканского бюджета?
- К сожалению, она не так велика, как хотелось бы. Над доходами работает министерство экономики, которое прогнозирует, сколько средств республика получит в будущем календарном году. Чтобы их стало больше, необходимо,  чтобы больше крупных предприятий заходили в Бурятию, поступали инвестиции, для чего создаётся соответствующая законодательная база. Так,  в прошлом году в этом плане парламентарии приняли ряд законов, нормативно-правовых актов, которые позволили улучшить инвестиционный климат в республике, в том числе и инициированных нашим комитетом. 
- Какие законы, на ваш взгляд, принятые Народным Хуралом РБ в 2017 году, были важны для нашей республики?
- Прежде всего, здесь хотел бы отметить поддержку муниципальных образований, которым парламентарии в прошлом году увеличили субсидии из республиканского бюджета на развитие общественной инфраструктуры. Если в прошлые годы на эти цели выделялось 200-250 млн рублей, то в 2017 году на инфраструктуру выделялось уже 400 млн рублей. Считаю, что это очень важное увеличение. За счёт этих средств муниципалитеты решают самые насущные свои проблемы в бюджетной сфере. Но и этих средств недостаточно. С одной стороны, выделяется почти половина миллиарда рублей - кажется, очень большая сумма, но в один район поступает 8-10 млн или того меньше. Тогда как многие дома культуры, школы, детские сады, объекты здравоохранения требуют ремонта. Поэтому хотелось бы под эту статью давать муниципалитетам больше денег, увеличить инфраструктурные средства 700-800 млн рублей, тогда районы могли бы существенно решать проблемные вопросы. Другим важным законопроектом, считаю, сбалансированность бюджетов муниципальных образований, выделение 300 млн рублей муниципальным образованиям. Кроме того, в прошлом году были приняты хорошие законы по налоговому регулированию, социальной сфере, по сельскому хозяйству, в разработках которых активное участие принимали депутаты нашего комитета. Здесь особо хочу отметить, что нам, депутатам, в своей работе сегодня необходимо уделить внимание именно селу.  
- Не секрет, что республиканский бюджет социально ориентированный, в расходной его части большой процент занимает социальная сфера.
- И это однозначно. Благодаря этому такие сферы, как образование, здравоохранение, культура, спорт, смогли более-менее пережить кризисные годы. Построено большое количество фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), построены и капитально отремонтированы школы, детские сады, была оказана поддержка в строительстве спортивных залов в районах. Но нужно ещё многое сделать в этом направлении. В частности, депутаты, бывая в своих округах, видят, в каком плачевном состоянии находятся многие сельские дома культуры, которым, к сожалению, уделяем пока мало внимания, а народ просит. Так что работы на перспективу хватает. 
- Каким вы видите наступивший год? Каким был для вас прошедший?
- Я уже работаю в республиканском парламенте десятый год, и третий - в бюджетном комитете. Каждый раз, когда приближается новый год, все пугают, что будущий год будет очень тяжёлым. Сложности были, но все вопросы решались в рабочем порядке. 
Считаю, что когда бюджет республики спланирован сбалансированно и эффективно, то и год проходит без каких-то потрясений. Конечно, не всё, что было запланировано бюджетным комитетом, выполнили. Исходя из финансовых возможностей республики,  считаю, отработали мы его плодотворно. Отмечу, что на сегодня мы не закрыли ни одну школу, ни одну больницу или детский сад. Больше того, на мой взгляд, ситуация в республике понемногу с каждым годом улучшается. Поэтому, уверен, всегда надо настраиваться на оптимистический лад, работать над доходной частью бюджета. Общий объём доходов в 2018 году планируется в размере 48 615 661,6 тысячи рублей, в том числе безвозмездных поступлений - в сумме 23 960 485,6 тысячи рублей, а общий объём расходов - в сумме 51 067 129,3 тысячи рублей, соответственно, дефицит республиканского бюджета будет относительно небольшим и составит 2 451 467,7 тысячи рублей. 
Приоритеты в расходах - выполнение всех социальных обязательств перед гражданами и обеспечение деятельности государственных и муниципальных учреждений, продолжение реализации указов Президента РФ, также средства на обеспечение условий софинансирования с федеральным бюджетом и обслуживание госдолга.
Говоря о расходах республиканского бюджета, нельзя не уделить внимание тому, на какие нужды тратятся бюджетные средства. Основной статьёй расходов станет социальная сфера, потому что она направлена на улучшение благосостояния граждан республики. На эту сферу деятельности будет расходоваться почти две трети (62,2 %) республиканского бюджета, львиная доля денежных средств направлена именно на социальную поддержку граждан, планируется финансирование восьми программ из двадцати. Добавим, что в этом году с 1 января проиндексирована оплата труда работникам, не отнесённым к указам Президента Российской Федерации, на 4%.
- Продолжится работа и по увеличению доходной части?
- На сегодняшний день первой задачей для представителей власти является поиск новых источников финансирования, и сегодня они делают всё для того, чтобы их найти, обращая самое серьёзное внимание на реализацию мероприятий по росту доходов и повышению эффективности расходования бюджетных средств; способствуют развитию промышленности, сельского хозяйства. Расходы увязаны с конкретными программами, деньги выделяются под конкретные программные задачи, и каждый бюджетный рубль будет выполнять конкретную задачу.
- Какие в предстоящем трехлётнем периоде реализованы значимые для республики проекты?
- В 2018 году планируется строительство школы на 450 мест в селе Гурульба Иволгинского района в объёме 361,4 млн рублей и строительство средней общеобразовательной школы в 112 квартале города Улан-Удэ в объёме 511,8 млн рублей, а также строительство школы-интерната в селе Красный Яр Кабанского района в сумме 8,1 млн рублей, универсального спортивного комплекса в селе Кижинга Кижингинского района (25,1 млн рублей), спортивного зала в посёлке Маловский Баунтовского эвенкийского района, реконструкция и сейсмоусиление Дома культуры на 200 мест в Кяхте на сумму 123 млн рублей.Кроме того, продолжается строительство, реконструкция социально значимых объектов здравоохранения в объёме 159,80 млн рублей. Намечено развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в Улан-Удэ (II очередь строительства) в объёме 58,4 млн рублей, патологоанатомического отделения модульного типа в селе Мухоршибирь (29,5 млн рублей), строительство детской поликлиники в селе Кырен Тункинского района (26,1 млн рублей), котельной стационара в Горячинске ПАУЗ «Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр «Центр восточной медицины» (3,5 млн рублей), вертолётной площадки в Улан-Удэ для санитарной авиации, с учётом разработки проектной и рабочей документации (4,5 млн рублей), ФАПов в селе Югово Прибайкальского района (3,3 млн рублей), в селе Средний Харлун Бичурского района, селе Куорка Кижингинского района, селе Цаган-Усун Джидинского района, в селе Поперечное Еравнинского района и в селе Корсаково Кабанского района - в объёме 6,9 млн рублей каждый.
Отмечу, расходные обязательства республики определялись исходя из приоритетности расходования средств республиканского бюджета, необходимости полного и своевременного выполнения действующих обязательств. От нас требуется повышение финансовой и бюджетной дисциплины, концентрация усилий на росте доходов и улучшении структуры расходов.
- По-прежнему в числе особых приоритетов в 2018 году останется и содействие дальнейшему развитию местного самоуправления?
- Несомненно. Несмотря на существующие бюджетные ограничения, сохранены объёмы финансовой поддержки органам местного самоуправления. На 2018 год предусмотрены средства республиканского бюджета в сумме 400 млн. рублей по предоставлению субсидий муниципальным образованиям на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Данная субсидия позволяет в какой-то мере направлять, пусть незначительные, но средства на софинансирование капитального ремонта. 
На июньской сессии Народного Хурала 2017 года депутатами было  расширено количество мероприятий направления субсидий, в том числе  перечень дополнен разработкой проектно-сметной документации. Также на IV съезде депутатов всех уровней представительных органов Республики Бурятия, состоявшемся 20 октября 2017 года, были озвучены предложения   по   изменению   перечня   мероприятий на условиях софинансирования. Правительством республики в проекте закона «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» исключены ряд мероприятий направления субсидии - это разработка проектно-сметной документации, оснащение, приобретение и установка контейнеров для сбора твёрдых коммунальных отходов на территориях городских округов, поселений. Тогда как, учитывая значимость субсидии на развитие общественной инфраструктуры, на наш взгляд, необходимо расширить перечень направления субсидии. При этом исключить такие мероприятия, как дорожное хозяйство, так как в настоящее время существует Дорожный фонд, где аккумулируются значительные средства на ремонт дорог. Кроме того, увеличить общий объём субсидии на развитие общественной инфраструктуры, что позволит повысить обеспеченность муниципальных образований Республики Бурятия объектами общественной инфраструктуры.

Герман Намжилов, «Бурятия»

Назад к списку
 Поиск: