Результат контрольного мероприятия ««Проверка соблюдения бюджетного законодательства при использовании средств федерального и республиканского бюджетов, выделенных на проведение мероприятий подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020года) за 2017год»

04 июня 2018

 

31 мая  2018 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова  рассмотрен результат контрольного мероприятия  ««Проверка  соблюдения бюджетного законодательства при использовании средств федерального и республиканского бюджетов, выделенных на проведение мероприятий подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020года) за 2017год».

С докладом выступили аудиторы Валентина Федосова, Татьяна Цыдыпова, Заместитель Председателя Счетной палаты Республики Бурятия Михаил Егоров.  

По данным социального паспорта населения Республики Бурятия на 01.01.2017 в Республике Бурятия состоит на учете инвалидов 79072 чел, в том числе инвалидов 1 группы 10308 чел., инвалидов 2 группы 35225 чел., инвалидов 3 группы 28428 чел., детей-инвалидов 5111 чел., количество совершеннолетних недееспособных граждан 3033 чел. из них проживающих с опекунами 1674 чел., в учреждениях социальной защиты и здравоохранения 1339 чел.

По состоянию на 01.01.2018 паспорта доступности на социально-значимые для инвалидов объекты из 1200 объектов имеют 930 объектов или 77,5%. При этом, не все паспорта содержат исчерпывающую информацию, невозможно сделать вывод о доступности объекта после проведения ремонтных работ.

Нормативная правовая база для обеспечения реализации мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в республике принята.

Вместе с тем, государственная программа содержит не актуализированные данные, а «дорожная карта», в связи с тем, что не содержит конкретных сроков исполнения, не увязана с мероприятиями государственной программы, не дает возможности оценить степень достижения показателей и реализации мероприятий.

Не актуализирована информация в текстовой части госпрограммы.

Не обеспечен должным образом контроль со стороны ответственного исполнителя за исполнителями подпрограммы. Представленные отчеты не проверялись на предмет соответствия целевого использования и достижения значений показателей результативности.

Отчет о выполнении показателей государственной программы в целом, а также по подпрограмме «Доступная среда» за 2017 год, отчет о выполнении «дорожной карты» содержат информацию о выполнении всех показателей в полном объеме. Исходные данные для расчета показателей не представлены, отсутствует динамика изменения показателей по годам, что не позволяет оценить достоверность представленной информации, «дорожной картой» не определены конкретные сроки и объекты, подлежащие адаптации  к предоставлению услуг инвалидам в 2017 году.

В 2017 году завершился первый этап реализации подпрограммы. Однако в результате изучения материалов  установлено, что в подпрограмме не определены этапность и  результаты, которые  должны быть достигнуты по окончании первого этапа.

          В нарушение нормы, установленной Приказом Минтруда России от 06.12.2012  №575,  учреждениями допускалось заключение прямых договоров поставки товаров. Так, без объявления торгов заключены договоры и оплачены расходы 16  договоров на сумму 1561,2 тыс. руб.

          Процедуры конкурсного отбора и соблюдения условий предоставления субсидий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Городскому округу г. Улан-Удэ не соблюдены, чем нарушены нормы  статьи п. 1 и абз.1 п.3 139 Бюджетного Кодекса РФ. При этом конкретное направление расходов соглашением не поименовано, в приложении к соглашению установлены показатели результативности исполнения мероприятий в количестве 10 единиц.

 

Ремонтно-строительные работы были произведены по 42 договорам на сумму 11703,05 тыс. рублей в 12 учреждениях. В результате неправильного применения индексов изменения сметной стоимости переплата составила 307,17 тыс. рублей.

Так же в разрезе учреждений отмечено различие фактической стоимости примененных при производстве ремонтно-строительных работ материальных ресурсов (материалы, оборудование). Так, например,  стоимость поручня из нержавеющей стали колеблется от 2 тыс. рублей/1 мп.  до 8-9 тыс. рублей/1 мп.;   стоимость плитки керамогранитной колеблется от 0,48 тыс. рублей/1кв.м  до 4,6 тыс. рублей/ кв.м.;  система вызова персонала в сан. узлах колеблется от 1,5 тыс. рублей до 40 тыс. рублей; стоимость унитаза колеблется от 2,8 тыс. рублей за 1 комплект  до 44 тыс. рублей за комплект.

Отмечено проверкой значительное колебание стоимости дверей деревянных в сан. узлах от 1,7 тыс. рублей/кВ. м. до 12,3 тыс. рублей/ кв.м.; входных в здание от 13,4 тыс. рублей/кв. м.  до 21 тыс. рублей/кв.м.;  поручня откидного для унитаза от 4,6 тыс. рублей до 21,5 тыс. рублей; поворотного зеркала от 8,5 тыс. рублей до 21,1 тыс. рублей.

Применение дорогостоящих материалов (оборудования) повлекло за собой удорожание ремонтно-строительных работ в некоторых учреждениях. Например,  стоимость 1 кв. м. ремонтно-строительных работ (из расчета на 1 кв. м помещения), проведенных в ГАУК РБ «Национальный музей РБ», где фактическая стоимость составила 31 тыс. рублей на 1 кв.м. помещения сан. узла.

 

 

Во всех учреждениях, подведомственных Министерству социальной защиты населения РБ, установлены нарушения, что свидетельствует об отсутствии контроля в учреждениях со стороны руководителя и ответственных служб, а также со стороны учредителя за соблюдением условий выполнения соглашений, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, применением норм сметного ценообразования на ремонтно-строительные работы. Как правило, локальные сметные расчеты подготавливаются не заказчиком, а подрядными организациями, выполняющими работы.

В АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» установленные  в 2017 году тротуарные дорожки не имеют бордюрных ограничений, чем не соблюдены нормы Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Произведены расходы, не предусмотренные уставом  АУСО «Бабушкинский ПНИ» (по организации Республиканского кинофестиваля «Кино без барьеров», обеспечении диспетчерской службы по социальному сопровождению инвалидов по слуху и организации обучения русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих).  В ГУСО «Тарбагатайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в 2017 году оборудован  пандус к крыльцу при входе в здание, при этом не обеспечен подъезд к нему, требуется проехать на коляске (пройти пешком) значительное расстояние, при этом асфальтовое покрытие имеет выбоины, частично разрушено и требует ремонта. Здание двухэтажное, имеет узкие коридоры и лестничные марши, высокие пороги, не обеспечено беспрепятственное самостоятельное передвижение инвалида-колясочника по объекту. Дооборудование объекта потребует значительных финансовых затрат. ГБУСО «Бичурский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» наряду с выполнением ремонтных работ, связанных с обеспечением доступности объектов, провело работы, не влияющие на доступность, ремонт санитарных комнат проведен на втором этаже здания, при этом, доступность инвалидов на второй этаж не обеспечена, нет подъемника, нет пандусов на второй этаж, дверные проемы и пороги по пути движения не отвечают требованиям доступности.

Критерии отбора, установленные в форме заявки муниципальных образований,  указывают на формальный подход со стороны Министерства образования и науки Республики Бурятия при отборе муниципальных образовательных организаций для предоставления в 2017 году субсидии из республиканского бюджета. 

В соглашениях на предоставление субсидии Министерством образования и науки Республики Бурятия не распределена сумма в разрезе целевой направленности, не предусмотрены значения показателей результативности.

Произведенные расходы на ремонт помещений санузлов с целью обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп достигнуты частично в учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Бурятия. В ГБУ ДО «Республиканский детско-юношеский центр патриотического воспитания, туризма и спорта», ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3 VIII вида» ремонт помещений санузлов проведен без соблюдения  требований ГОСТаР «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», а именно, унитазы не имеют опору для спины, раковины не предусматривают поручни для опоры инвалидов. ГКОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» произведена оплата за 2 двери противопожарные металлические однопольные, не соответствующие требуемым размерам.

В ГАОУ ДО «Ресурсный центр художественного технического творчества «Созвездие» установлены биде и душевая кабина, при этом согласно приказу Минобрнауки России не предусмотрено условие по их наличию, а предусмотрено обеспечение учреждением надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

В  состав принятых работ включены работы, не связанные с созданием доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе установка окна ПВХ с заполнением стеклопакетом, устройство новой лестничной клетки (ГКОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»),  выполнение  работ  по ремонту  штукатурки внутренних стен, окраска потолков и стен (ГАОУ ДО «Ресурсный центр художественного технического творчества «Созвездие»), при этом,  дверной проем входа в класс имеет ширину менее 0,80 м. вместо 0,9 м.

В ГБУ ДО «Республиканский детско-юношеский центр патриотического воспитания, туризма и спорта» приобретены катамаран,  рама катамарана, палуба катамарана, весло катамаранное,  каска для рафтинга, спасжилет, рафт-550, которые не являются оборудованием, соответствующим  особым образовательным потребностям и индивидуальным возможностям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

ГБОУ «Республиканская специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» установлена переплата в сумме  231,4 тыс.рублей, приобретен расходный материал, не относящийся к оборудованию, установлены 8 напольных унитазов, не соответствующие требованиям Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В ГКОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»  произведенные работы по переоборудованию туалета и ремонту не обеспечили доступность помещения для детей-инвалидов и других МГН. При устройстве пандусов   ограждения имеют острые края, окончания перил не закруглены, имеются заусенцы и искривления, что не соответствует техническим требованиям ГОСТ 25772-83 «Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные Общие технические условия». Кроме того, пандус на эвакуационном выходе выполнен  с уклоном 17%,  установленные дверные ручки не адаптированы, на двери  отсутствуют специальные знаки, раковины не предусматривают поручни для опоры инвалидов, вход в умывальную комнату не адаптирован и не доступен для инвалидов и МГН (ширина двери 0,77 м., на входе ступенька высотой 0,12м.), что не соответствует Своду правил.

На момент проведения проверки не используется по прямому назначению приобретенное компьютерное оборудование, программно-индикативный комплекс «Комфорт-ЛОГО», оборудование для кабинета логопеда, что ставит под сомнение эффективность использования приобретенного имущества.

Значение показателя результативности исполнения мероприятия, как  «доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в субъекте РФ» - 22,3% в Соглашении, заключенном между Минтрудом России и Правительством Республики Бурятия. При этом, в подпрограмме значение этого  же показателя в 2017 году предусмотрено 22%, что изначально на стадии планирования создает риск не исполнения показателя.

Министерством спорта и молодежной политики РБ средства целевой субсидии в сумме 120,25 тыс. рублей, определенной госпрограммой на организацию и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, в разрез мероприятий Государственной программы направлены на организацию мероприятий по приспособлению для доступа инвалидов учреждений физической культуры и спорта.

Подведомственным Минспорту РБ учреждением - ГАУ РБ «ДСС» средства целевой субсидии расходованы на организацию мероприятий по приспособлению для доступа инвалидов объекта «Стадион на 10 000 зрителей в г. Улан-Удэ (оборудование санузлов, обеспечение доступности в помещение стрелкового тира, оборудование входных зон, контура здания и трибуны тактильными знаками) при этом, в ходе их освоения допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 76,16 тыс. рублей, имеются факты приемки и оплаты невыполненных работ в сумме 20,27 тыс. рублей. Имеются нарушения применения норм сметного нормирования ремонтно-строительных работ, установлены факты приемки и оплаты не качественно выполненных работ.

Допущенные нарушения позволили сделать вывод о ненадлежащем проведении Минспорта РБ контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств подведомственным ему ГАУ РБ «ДСС».

Республиканским агентством занятости Республики Бурятия в соответствии с целевым назначением субсидия в размере 85% была доведена до ГКУ «ЦЗН Хоринского района», ГКУ «ЦЗН Мухоршибирского района», ГКУ «ЦЗН Кижингинского района», ГКУ «ЦЗН Баргузинского района», ГКУ «ЦЗН Курумканского района по 225,0 тыс. рублей каждому.

Указанными ГКУ на предоставленную субсидию были приобретено по 1 информационному терминалу и по 1 тактильной таблички с наименованием учреждения с азбукой Брайля. При этом на поставку указанных товаров каждым ГКУ было заключено по 4 договора, в том числе по 3 договора на поставку и установку 1 информационного терминала.

По мнению проверяющих «дробление» стоимости информационного терминала повлекло к необоснованному ограничению числа участников закупок и, соответственно, к снижению эффективности закупок и эффективности использования бюджетных средств.

Министерство культуры Республики Бурятия в соответствии с соглашениями целевая субсидия была направлена в сумме 810,0 тыс. рублей ГАУК «Национальный музей Республики Бурятия», в сумме 315,0 тыс. рублей АУК «Бурятская государственная филармония», в сумме 209,0 тыс. рублей ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия».

Освоение выделенных субсидий без особых нарушения произведено АУК «Бурятская государственная филармония» и ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия». Тогда как ГАУК «Национальный музей Республики Бурятия» при использовании выделенных субсидий на переоборудование двух санузлов в здании по ул. Профсоюзная, 29 допустил неэффективное использование бюджетных средств в сумме 258,5 тыс. рублей. Имеются факты по оплате невыполненных работ на сумму 7,1 тыс. рублей, по переплате за сантехническое оборудование не соответствующих факту марок на сумму 67,2 тыс. рублей (оплата произведена за оборудование производства Швеции, по факту установлено оборудование производства Чехии, России, Китай). При приемке работ имеются нарушения применения норм сметного нормирования.

Кроме того, ГАУК РБ «Национальный музей РБ» с использованием целевой субсидии создал условия для инвалидов и МГН в санузлах здания, при этом при входе в здание для некоторых категорий инвалидов и МГН имеются ограничения, паспорт доступности с учетом произведенных работ не актуализирован.

Допущенные нарушения позволили сделать вывод о ненадлежащем проведении Минкультуры РБ контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств подведомственным ему ГАУК РБ «Национальный музей РБ».

Проверка  установила, что  в рамках  соглашения от 07.04.2017 Б/н и протокола совещания по рассмотрению вопроса распределения финансовых средств по подпрограмме «Доступная среда» от 17.01.2017, Министерством здравоохранения РБ необоснованно произведено выделение  ГАУЗ «Городская  поликлиника №2»  средств субсидий в сумме 1125 тыс.рублей на приобретение лифтовой  кабины, при отсутствии на момент заключения соглашения, а также на момент проведения проверки, следующих документов:

- разрешения на реконструкцию с получением согласия всех правообладателей объекта  в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ;

- положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ.

На момент проведения проверки не представлены  документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию лифтового хозяйства.

Результаты проверки показали на наличие  фактов  отсутствия контроля  со стороны Министерства здравоохранения Республики Бурятия за целевым и эффективным использованием средств субсидий на иные цели, выделенным в 2017 году в  рамках реализации мероприятий подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)».

Кроме того, в соответствии с постановлением  Правительства Республики Бурятия от 13.04.2012 №205  Министерством здравоохранения Республики Бурятия заключены соглашения от 03.04.2017 б/н, от 07.04.2017 б/н  с ГБУЗ «Республиканский центр медицинской профилактики им.В.Р. Бояновой», ГАУЗ «Городская  поликлиника №2»  на предоставление  средств субсидий на иные цели с целью  обеспечения  доступности  приоритетных  объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности  инвалидов и других маломобильных групп населения, которые не отражают  соответствующей детализации мероприятий в разрезе задач и мероприятий, предусмотренных подпрограммой №2 «Доступная среда» государственной программы  Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 №107. Наличие вышеуказанных фактов формирует риски финансирования мероприятий и осуществления расходов, не связанных с теми задачами, поставленными Министерством перед подведомственными учреждениями, на выполнение которых выделяются средства субсидий в рамках обеспечения  доступности  приоритетных  объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности  инвалидов и других маломобильных групп населения.

Имеют место факты несоответствия редакции целевой  направленности расходования субсидии на иные цели, отраженной в соглашениях на предоставление субсидий с редакцией   Закона  Республики Бурятия от 21.12.2016 №2212-V (в редакции от 08.12.2017) «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Установлено, что в нарушение  пунктов  2.1.2 вышеуказанных соглашений  Министерство  здравоохранения РБ производило выделение средств субсидий не в соответствии с утвержденными кассовыми планами на 2017 год.

 

          На Коллегии принято решение о направлении материалов проверки в Прокуратуру республики.


Назад к списку
 Поиск: