Исполнено по кодексу

14 июня 2018
    Председатель Счетной палаты Бурятии Евгений Пегасов дал оценку итогам исполнения республиканского бюджета-2017, Руководитель контрольного органа выступил на публичных слушаниях в Народном Хурале.
   «Представленный на публичные слушания проект закона «Об исполнении республиканского бюджета за 2017 год» являлся предметом финансово-экономической экспертизы, проведенной Счетной палатой Республики Бурятия  в соответствии со статьей 36 Закона «О бюджетном процессе в Республике Бурятия».
   Экспертизе представленного законопроекта предшествовала внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный период, в рамках которой Счетной палатой был проведен анализ форм годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
   Организация исполнения республиканского бюджета в отчетном периоде осуществлялась Министерством финансов Республики Бурятия. 
   По результатам проведенных мероприятий последующего финансового контроля в деятельности указанного уполномоченного органа исполнительной власти существенных нарушений действующего бюджетного законодательства  и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,  выявлено не было.
   Материалы проверки направлены в Народный Хурал и Правительство Республики Бурятия в порядке и сроки, установленные статьей 264.4. БК РФ. 
   Как было отмечено предыдущим докладчиком, параметры республиканского бюджета на 2017 год были утверждены в следующих значениях:
•общий объем доходов в сумме 50,0 млрд.руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме  27, 3 млрд.руб., собственные налоговые и неналоговые доходы – в сумме 22,7 млрд.руб.;
•общий объем расходов в сумме  53,3 млрд.руб.;
•дефицит республиканского бюджета в сумме  3,3 млрд.руб.
   Согласно уточненной сводной бюджетной росписи расходов республиканского бюджета на 31.12.2017 года  общий объем утвержденных ассигнований составил 53,6 млрд.руб., что на 0,4% превысило утвержденные в Законе о бюджете  показатели.
  Изменение плановых назначений в сводной бюджетной росписи  осуществлено в соответствии со статьей 217 БК РФ. Вследствие изменения расчетного значения увеличения остатка средств на счетах по учету средств республиканского бюджета запланированный объем дефицита составил 3,5 млрд.руб.
Согласно Отчету об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2018 года в доходы республиканского бюджета в отчетном финансовом периоде поступило 50,16 млрд.руб., что составило 100,3% от утвержденных плановых назначений.
Плановые назначения по расходам выполнены на 97,5%, в абсолютных значениях кассовые расходы произведены в сумме 52,23 млрд.руб.
Таким образом, республиканский бюджет в 2016 году был исполнен с дефицитом в размере 2,1 млрд.руб. (60,0% от расчетного показателя).
Данные Отчета об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2018 года соответствуют данным Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях Управления федерального казначейства по Республике Бурятия и данным отчетов об исполнении бюджета главными администраторами средств.
Следует отметить, что текущем году достоверность представленной бюджетной отчетности была подтверждена заключениями соответствующих служб внутреннего финансового аудита во всех главных администраторах средств республиканского бюджета.
Для сравнения, в 2014 году вышеуказанные требования статьи 160.1 БК РФ не были выполнены в 30 органах государственной власти (государственных органах) Республики Бурятия из 33 (в 91,0% случаев), в 2015 году – в 8 из 31 (или в 25,8%), и в 2016 году – в 2 органах исполнительной власти (главных администраторах средств республиканского бюджета) из 30 (т.е. в 6,7%). По нашему убеждению, данный факт позволяет сделать вывод о достигнутом прогрессе в вопросах реализации нововведений Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся развития ведомственного финансового контроля на республиканском уровне.   
Общий объем доходов в отчетном периоде по сравнению с 2016 годом увеличился на 11,7%, однако увеличение было  обусловлено значительным ростом объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета: по сравнению с предыдущем периодом уровень финансовой помощи вырос на 6,7 млрд.руб., или на 33,1% .
При этом, в части собственных налоговых и неналоговых доходов результаты 2017 года демонстрируют снижение объема указанных поступлений по сравнению с 2016 годом на 0,3%, при этом налоговых доходов в республиканский бюджет поступило на 12,95 млн.руб. (0,01%) больше, чем за предыдущий период, неналоговые доходы – уменьшились на 72,3 млн.руб., или 9,0%.
За последние три года  из бюджетообразующих налогов стабильный рост продемонстрировали:
•налог на доходы физических лиц (с 7,2 млрд. руб. в 2015 году до почти 9 млрд. в 2017 году, или на 25,5%);
•налог на имущество организаций (с 2,9 млрд.руб. в 2015 году до 3,1 - в 2017 году, или на 8,2%);
•транспортный налог (с 476,6 млн.руб. в 2015 году до 586, 4 -  в 2017 году, или на 23,0%);
•налог на совокупный доход (с 1,1 млрд.руб. в 2015 году до  1,3 млрд. руб. в 2017 году, или на 14,0%).
Анализ поступления остальных бюджетообразующих налогов (кроме распределяемых через консолидированные бюджеты), по нашему мнению, позволяет сделать вывод об ухудшении прогноза развития промышленного производства в регионе. Так, по сравнению с 2015 годом на 28,1% сократились доходы по налогу на прибыль организаций (с 7,4 млрд.руб. до 5,3 млрд.руб.), на 3,8% по сравнению с 2016 годом сократились поступления по НДПИ и иным платежам за пользование природными ресурсами (с 756,6 млн.руб. до 727,8 млн.руб.).
  По сравнению с прошлым годом, практически не изменилась ситуация с администрированием собственных неналоговых доходов. Так, уже ставшую традиционной негативную динамику продемонстрировали поступления от использования имущества, находящегося в республиканской собственности (главный администратор доходов – Минимущества РБ).Объем указанных поступлений снизился по отношению к 2016 году на 23,8% (в прошлом году аналогичное соотношение составило 21,2%) , при этом утвержденные плановые назначения на отчетный период по названной группе доходов были перевыполнены на 4,7% (в 2016 году – на 3,1%).
Счетной палатой было отмечено, что общая дебиторская задолженность Минимущества РБ по состоянию на 01.01.2018 года увеличилась с 32,1 млн.руб.  до 36,9 млн.руб., или на 14,9%.
Необходимо отметить, что по расчетам  с плательщиками доходов от собственности увеличение дебиторской задолженности по заключенным договорам аренды республиканского имущества, аренды земельных участков, находящихся в республиканской собственности и платы по соглашениям об установлении сервитута составило 4,8 млн.руб.
Указанное обстоятельство, по нашему мнению, позволяет сделать вывод о занижении плановых назначений по данной  группе неналоговых доходов, ставшем возможным, в том числе, вследствие недостаточной работы с дебиторской задолженностью по арендным платежам.
По результатам проведенного анализа исполнения республиканского бюджета за 2017 год по расходам Счетной палатой РБ был сделан вывод о том, что в 2017 году по сравнению с рядом предыдущих лет (2014-2016 годы) была достигнута положительная динамика, характеризующаяся сокращением относительного и абсолютного значения показателя неиспользованного остатка бюджетных средств.
Так, в 2014 году плановые назначения по расходам не были исполнены боле чем на 1,5 млрд.руб., что составило 3,1% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи. В 2015 году вышеуказанный показатель был зафиксирован на уровне 2,1 млрд.руб. (4,3%). В 2016 году объем неисполненных плановых назначений (3,1 млрд.руб.) составил 6,3% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи.  В отчетном периоде утвержденные плановые назначения по расходам были выполнены на 97,5%, неиспользованный остаток составил 1,3 млрд.руб.
Кроме того, по итогам исполнения республиканского бюджета за 2017 год неиспользованный остаток средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов превысил 200,0 млн.руб. (при объеме зарезервированных средств в сумме 274,4 млн.руб., кассовый расход составил 68,2 млн.руб. (24,9%).
По мнению Счетной палаты, указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о достигнутом прогрессе в области планирования бюджетных расходов, позволившим сократить количество бюджетных обязательств республиканского бюджета, носящих непредвиденный характер, а также об ужесточении требований к условиям использования резервных фондов, снизивших вероятность расходования указанных средств «по любому подходящему случаю».  
Следует отметить, что в общем объеме неисполненных обязательств капитального характера по Минтрансу РБ (501,7 млн.руб.) наибольший удельный вес - 89,1% (447,0 млн.руб.) занимают ассигнования, которые не были освоены по субъективным причинам (неудовлетворительная работа подрядных организаций, претензии к госконтрактам, невыполнение условий софинансирования и т.п.), что, на наш взгляд, требует дополнительного внимания со стороны органов исполнительной власти Республики Бурятия  к выбору подрядных организаций, а также к их деятельности и деятельности государственных и муниципальных учреждений, от которых зависит освоение бюджетных средств,  на стадии реализации государственных контрактов.  
Объем государственного долга Республики Бурятия (без учета задолженности по начисленным процентам за пользование кредитными ресурсами) по состоянию на 01.01.2018 года составил 11,3 млрд.руб., из них по обязательствам перед кредитными организациями на сумму 8,5 млрд.руб., по обязательствам перед федеральным бюджетом – на сумму 2,8 млрд.руб. 
Указанный показатель составляет соответственно 89,9% от предельного объема государственного долга Республики Бурятия на 01.01.2018 года, утвержденного в статье 17 Закона о бюджете, и находится на уровне 49,8%  от максимально допустимого значения, рассчитанного в соответствии со статьей 107 БК РФ (не более утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
По отношению к показателю начала отчетного периода рост объема основного долга Республики Бурятия на 01.01.2018 года составил 111,9%.Кассовое исполнение бюджета по расходам на обслуживание долговых обязательств составило 383,3 млн.руб. (44,9% к первоначальному плану, 94,9% к уточненному прогнозу).
Сокращение расходов на обслуживание долговых обязательств было обусловлено предпринятыми Минфином Бурятии в течение отчетного года мерами по оптимизации долговой нагрузки, в том числе: 
замещением коммерческих займов бюджетными кредитами;
•направлением на погашение задолженности перед кредитными учреждениями дополнительных доходов республиканского бюджета и неиспользованного остатка средств на счетах по учету средств республиканского бюджета.
В целом, по итогам проведенной экспертизы Коллегией Счетной палаты было рекомендовано утвердить представленный проект Закона об исполнении республиканского бюджета за 2017 год».


Назад к списку
Поиск: