Французы снимают вестерн на Селенге, ставшей Амуром Киношники пригнали табун лошадей в Иволгинский район, где сняли эпизоды с эвенками

01 октября 2005
Удивительная история русского казака и эвенкийской лошади, основанная на реальных событиях, стала сюжетом французско-российского полнометражного художественного фильма «Серко». Съемки идут более года в Петербурге, Иркутске, на Ольхоне, в Улан-Удэ и Иволгинском районе. Жан-Луи Гуро, автор книги, по которой снимается фильм, следит за тем, как идет работа. Он так объяснил, почему была выбрана наша республика для этой картины: «Я обожаю Бурятию и настаивал, чтобы съемки проходили именно здесь, где есть возможность в одном месте показать пространства всей России». Об интересе к «Серко» во Франции говорит факт приезда журналистов газеты «Монд» и национального телевидения. В качестве одного из героев фильма выступил и журналист «ИП». Главную роль играет актер Алексей Чадов, известный по фильмам «Ночной дозор» и «9 рота» Федора Бондарчука, выход которого на экраны ожидается в ближайшие дни. В массовке участвуют буряты, семейские и эвенки. Актерский кастинг, который проводился в Улан-Удэ, выдержали только чистокровные эвенки из Баунтовского, Курумканского и Закаменского районов, Якутии и Иркутской области в возрасте от 4 до 73 лет. Костюмы были сшиты по старинным образцам, а реквизит — туеса, шкуры, инструменты — составили музейные экспонаты. К съемкам привлечены десятки водителей, переводчиков, костюмеров, портных, музейных работников, рабочих на площадке. Французы арендовали большое количество техники, включая автокраны, и даже привезли стадо оленей из Северобайкальского района. Для Бурятии съемки означают не только деньги, но и рекламу туристических возможностей и ее потенциала для натурных съемок. Для местных жителей «Серко» стал бесплатным аттракционом. Поглазеть на киношников специально приезжали толпы сельчан из Оронгоя, Хурамши и Кибалино, а некоторые из них— повара, владельцы лошадей и табунщики — неплохо, по деревенским меркам, заработали. История очарованного француза История, которая легла в основу фильма, началась на Амуре в 1889 году. Полным ходом шла стройка Транссибирской магистрали. Тысячи рабочих нуждались в еде, и власти решили пустить под нож лошадей эвенков. На этой почве произошли кровавые столкновения. Чтобы спасти лошадей, молодой казак Дмитрий Пешков на жеребце Серко отправился к императору через всю Россию. Менее чем за 200 дней он проскакал 10 тысяч километров до Санкт-Петербурга и сумел попасть к царю. Пораженный необычайной выносливостью эвенкийской лошадки, император повелевает не трогать животных. А Дмитрий дарит ему коня. Серко прожил еще 20 лет и был похоронен на единственном в мире лошадином кладбище в Царском Селе. Эта история стала известна Жану-Луи Гуро, и он описал ее в своем романе «Серко». И уже после выхода книги в свет была найдена могила коня. Узнав об этом, писатель не смог сдержать слез… Селенга, ставшая Амуром Бутафорское стойбище для фильма возвели на берегу Селенги, ставшей на время Амуром. Около сотни коней пригнали с ипподрома и села Хурамша, а чтобы они не разбегались, им подвезли воз сена. Рабочий день съемочной группы начинался в 7 утра, дорога, пере­одевание, грим, подготовка декораций отнимали много времени. Затем начинались съемки, например— сцена встречи эвенков с русскими барышниками. К стойбищу подъезжают четверо вооруженных казаков: «Здорово были!». Навстречу выбегают аборигены: «Мэндэ!». Пока шли репетиции без записи звука, со стороны актеров шла полная импровизация. Особенно сочным юмором отличался актер Николай Смирнов, игравший в сериалах «Бандитский Петербург», «Менты», «Тайна следствия». По сценарию он — главный обидчик эвенков. «Аллах Акбар! Мы боги и спустились к вам с небес», — приветствовал он. А на последних прогонах говорил голосом Никулина из «Кавказской пленницы»: «Бамбарбия киргуду!» и Сухова из «Белого солнца пустыни»: «Абдулла! Ты зачем собрал здесь своих людей?» Шутки закончились, когда пошла запись на пленку. Помощник режиссера кричала сиплым голосом: «Всем на исходные позиции! Полная тишина-а! Идет съемка! Приготовились!». Затем режиссер объявлял: «Мотор!» — и голосом, которым отдают приказ: «В атаку!», громоподобно кричал: «Акш-ш-эн!!!», означавшее произнесенное на французский манер английское слово «экшн»— «действие». После этого все приходило в движение, снова подъезжали казаки, выбегали удивленные эвенки, а Смирнов на этот раз звучно и вальяжно, подкручивая усы, произносил: «Император пожелал построить железную дорогу из конца в конец своей империи…» — и предлагал мешок муки и три ружья за табун лошадей. Кочевники не соглашались. Сто дублей актера массовки За этой сценой последовала другая: когда обозленные казаки начинали стрелять в лошадей, поднималась паника, женщины и дети в ужасе бросались в чумы, а мужчины эвенки бежали вверх по крутому склону спасать коней. Это было нелегко, табун сначала держали в кадре, а затем эвенки его разгоняли, рискуя попасть под копыта. Далее животных снова сбивали в кучу, и все начиналось сначала. Дубль следовал за дублем. Затем шла запись на звук, помощник режиссера снова кричала: «Полная тишина! Записывается ветер!», все замирали и слушали шум ветра в кронах сосен. И снова: «Полная тишина! Записывается топот лошадей!», мужчины взбегают на склон, а кони мечутся, ржут и встают на дыбы под грохот петард. По завершении эпизода актеры без сил валились с ног на оленьи шкуры. Гримеры принимались поправлять на них парики, а дети уплетать орехи и ягоды из туесов. Раздавался вопль отчаяния: «Не ешьте реквизит! Он нам нужен!!!» Актеры возвращались домой в 9—10 часов вечера усталые, пыльные, с остатками клея на волосах и грима на лице. Тем не менее на следующий день в 7 утра они уже на месте сбора у гостиницы «Бурятия». «Мне интересно сниматься в кино. В жизни одна работа, а здесь какое-то разнообразие»,— говорит Михаил Горшков, врач Республиканского тубдиспансера. Посмотреть изнутри, как делается фильм, было интересно и корреспонденту «ИП». Сама атмосфера съемочной площадки! Дизайнер Эдит Веспериньи в причудливых корейско-японских одеяниях, работавшая с Джеки Чаном и другими звездами мирового кино, Ян Краузе— редактор отдела внешней политики газеты «Монд», этнограф Донатас Брандишаускас, начинающий коннозаводчик Баир Намсараев, переводчик Зинаида Сажинова и охотник Андрей Мордонов. Все эти любопытные персонажи объединило кино. А самое главное— это перевоплощение и вкус другой жизни, той, которой у тебя никогда не было, но которая могла быть... Александр Махачкеев. E-mail: mak@infpol.ru, т. 21-76-38. ИНФОРМПОЛИС

Назад к списку
Поиск: