Заместитель полпреда в СФО Игорь Простяков: Китайский бизнес готов инвестировать средства в Сибирь

05 октября 2005
На вопросы агентства "Интерфакс-Сибирь" отвечает заместитель полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Игорь Простяков Игорь Игнатьевич, недавно Сибирский федеральный округ принял участие в XIV Международной торгово-экономической ярмарки в Урумчи (Синцзян-Уйгурский автономный район Китая, СУАР). Каковы итоги этой выставки для сибирских регионов? С точки зрения реальных результатов по значимости на первое место я бы поставил высказанную в ходе работы выставки явную заинтересованность руководства этого района Китая в том, чтобы инвестировать финансовые средства в проекты, реализуемые в Сибири. Это принципиальный, качественный поворот в развитии экономических отношений между нашими регионами - ранее такое направление инвестиций вообще не обсуждалось, наоборот, китайская сторона лишь предлагала нам вкладывать средства в их проекты. СУАР, северный район Китая, начал активно развиваться только в последние годы, стремительно догоняя в этом другие районы страны. Правительство стимулирует приток средств в этот район из центрального и южного Китая. И руководство автономного района говорит сейчас о том, что, видя интересные для себя совместные проекты на территории Сибири, готово не только вкладывать в них собственные средства, но и способствовать привлечению инвестиций из южных провинций. О том, насколько серьезны намерения китайской стороны, с какой основательностью проводилась подготовка к этим встречам, свидетельствует, например тот факт, что к выставке они подготовили для нас большой каталог инвестиционных проектов, а также свод законов СУАР и КНР, переведенные на русский язык. Это целые тома. Согласитесь, нашими партнерами была проделана большая работа, требующая немало времени и денег, которую вряд ли стали бы делать ради всего лишь одной встречи, без расчета на длительную перспективу. Важно и то, что в ходе выставки были достигнуты договоренности между компаниями наших регионов о реализации конкретных проектов. Общая их сумма составляет по приблизительной оценке от $300 млн. до $400 млн. Хотя о некоторых из этих соглашений я говорю с чувством сожаления. Речь идет о том, что российские предприятия переходят на поставки из Китая техники, которую ранее закупали внутри страны, а теперь либо не могут найти в России, либо их не устраивает отечественное качество. Например, управление механизации одной из областей сделало заявку на технику трем предприятиям СУАР. Конечно же, это минус для российского производителя. Реализуются ли уже в Сибири какие-либо совместные с Китаем проекты? Такие проекты есть. Если говорить в целом обо всех, то их общий объем на сегодня составляет около $1,5 млрд. Например, начинается строительство целлюлозно-бумажного комбината в Читинской области (г.Амазар - ИФ). Этот проект является самым крупным с участием китайского капитала на территории Сибири и Дальнего Востока. Предполагается, что завод будет выпускать полуфабрикат - товарную небеленую целлюлозу (в дальнейшем она используется для выработки упаковочных видов бумаги, картона). Основным потребителем станет Китай. Мощность ЦБК составить порядка 400 тыс. тонн целлюлозы в год. Первую очередь комбината планируется ввести в строй через 3 года - в середине 2008 года. Его стоимость составляет около $500 млн. Сейчас выбрана площадка для еще одного ЦБК, он расположится в Томской области. Кроме того, прорабатывается возможность открытия в Сибири по крайней мере одного, а может быть, и двух автомобильных заводов, один из которых может быть построен в Омской области. При этом речь идет не только о сборке автомобилей, но и о производстве запчастей. Также китайская сторона подтвердила намерения по открытию производства облицовочного кирпича. Дополнительно к нашим предложениям по строительству крупного бизнес-центра китайские партнеры предложили построить еще универмаг площадью 30 тыс. кв. метров. По нашим расчетам, ежегодный оборот бизнес-центра может составить $2 млрд. Регион, в котором он будет строиться, еще окончательно не определен, все зависит от возможности предоставления земельного участка под этот проект. Возможно, он будет в Новосибирске, хотя от такого проекта не отказалась бы и Омская область. Китайская сторона готова вложить в этот проект до $20 млн. Мы также договорились об организации выставки мебельной промышленности СУАР, которую планируется провести во всех регионах Сибири. Мы убедились в том, что китайская мебель вполне конкурентоспособна - по качеству она не хуже и испанской, и итальянской, при этом ее цена в три-четыре раза ниже. Я посетил мебельные предприятия в Китае и могу сказать, что продукция действительно достойная, она доводится до высокого качества буквально вручную. Ассортимент очень широк - от очень дорогих, штучных изделий до мебели массового потребления. В настоящее время она идет в основном на экспорт в США. Мы полагаем, что китайская мебель может быть востребована и у нас. Обсуждались ли в Урумчи перспективы строительства дороги в СУАР через Республику Алтай? Обсуждались, более того, я попросил представителей Международной ассоциации перевозчиков во главе с Юрием Сухиным съездить посмотреть на месте китайский участок предполагаемой трассы. На сегодняшний день ясно одно - первоначальный проект в том виде, в котором он обсуждался, то есть строительство дороги из Ташанты через перевал Канас в Синзцян-Уйгурский автономный район, реализовывать нельзя. Дело в том, что с китайской стороны там расположен высокогорный массив и дорога будет таким "серпантином", пускать по которому большегрузные машины бессмысленно. Этот вариант трассы может быть реализован скорее только как туристический. Уже рассматриваются два других варианта строительства дороги - через территорию Монголии и вдоль границы с Казахстаном по китайской стороне. Протяженность трассы в этом случае увеличивается примерно на 200 км, к тому же придется идти через пустыню, но это задачи решаемы, проекты находятся на стадии обсуждения. Есть ли еще какие-нибудь проекты по расширению транспортного сообщения между СФО и Китаем? Основной поток грузов все же идет через железную дорогу, и с этой точки зрения рассматривается возможность увеличения с российской стороны примерно в три раза пропускной способности международного пункта пропуска в г. Забайкальске Читинской области. Через Забайкальск идет до 70% грузов между нашими странами, и с китайской стороны, кстати, проблема уже решена - у них пропускная способность в 2,5 раза выше, чем у нас. Для решения этого вопроса необходимо строительство дополнительных железнодорожных путей, установка средств автоматизации, новой техники для осмотра. Кроме того, нужно будет набрать и обучить новых сотрудников, решить проблему обеспечения их жильем и т.д. Сейчас также решается вопрос об открытии в Иркутске генконсульства Китая для того, чтобы упростить для жителей Восточной Сибири решение вопросов визового обеспечения. Какие новые подходы в торговых взаимоотношениях с китайскими провинциями намерены реализовать регионы СФО? Я бы не стал сейчас говорить о новых подходах - первая поездка в Китай делегации СФО была в апреле прошлого года. Поэтому те подходы, которые мы реализуем сегодня, сразу вырабатывались как новые. Они были четко определены на встрече глав сибирских регионов с председателем КНР Ху Цзиньтао, которая состоялась летом. Мы готовы стать устойчивым и гарантированным поставщиком в Китай продукции лесопромышленного комплекса. При этом мы сразу оговорили, что это не поставки деловой древесины. Мы с китайскими партнерами находим взаимоприемлемую степень переработки, на которой на экспорт из России идет не круглый лес, а заготовки, то есть определенная стадия передела должна осуществляется на территории Сибири. Кроме того, Сибирь может снабжать Китай продукцией металлургического комплекса, а также поставлять электроэнергию, уголь, нефть и газ. Перспективы в сотрудничестве регионов СФО и КНР есть в таких отраслях, как нефтехимия и машиностроение, в сфере сельского хозяйства. Одним и приоритетов в ходе дальнейшего развития торгово-экономических отношений являются инновации, СФО готово к сотрудничеству с Китаем в научно-технической сфере. Для нас интересен также обменом опытом в сфере управления. В КНР очень гибкая и мобильная система управления и нам есть чему поучиться. Они для каждой задачи находят свои эффективные управленческие решения, свои системы скидок, налоговых льгот и т.д. Есть очень успешная практика привлечения компаний из других регионов. Есть примеры компаний, которые перешли из Тайваня на материковый Китай из-за того, что там им уже предоставили готовые помещения - построили здание, новенькое, пожалуйста, располагайтесь, производите продукцию, мы вас на пять лет освободим от налогов. Есть и масса других примеров. Во время пребывания председателя КНР Ху Цзиньтао в Сибири был подписан "Меморандум о дальнейшем развитии торгово-экономического научно-технического сотрудничества между Сибирским федеральным округом Российской Федерации и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики". В этом документе как раз зафиксированы эти направления взаимодействия. В нем указаны конкретные предприятия, сроки реализации определенных проектов, таких, как совместное участие в развитии нефтегазового комплекса, лесных ресурсов, создание совместного торгового центра "Сибирь - Китай" в Москве и т.д. Есть у нас соглашение и с министерством науки КНР. Кроме того, СФО планирует в ближайшее время подписать аналогичные соглашения на следующий год с СУАР, а также некоторыми другими провинциями. Причем, это будут не просто документы, фиксирующие мероприятия отдельных регионов в рамках года России в Китае, а целенаправленные договоренности о конкретных проектах в этих регионах. Всего же товарооборот между СФО и регионами Китая в 2004 году составил $3,9 млрд., мы надеемся через три года выйти на уровень $10 - $12 млрд.

Назад к списку
Поиск: