Результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия" за 2016-2018 годы».

24 мая 2019


29.04.2019г. на коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Пегасова Евгения Владимировича был рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия" за 2016-2018 годы». С докладом выступил аудитор Е.С. Убеев.

На коллегии было отмечено следующее.

На выполнение мероприятий Подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» общий объем бюджетного финансирования на 2016-2018гг. составил 192,4 млн. руб. Объем финансирования подпрограммы в 2018г. увеличился к уровню 2016г. в 3 раза и составил 83,9 млн. руб. Отмечается высокая востребованность данного вида государственной поддержки у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мерами господдержки воспользовались в 2016 году 17 сельскохозяйственных товаропроизводителя, в 2017 году – 43, в 2018 г. – 79. При этом, количество поданных заявок, в связи с неоднократным в течение года обращением за государственной поддержкой некоторыми получателями, росло еще более быстрыми темпами.

Бюджетные средства, направленные в 2016г. на оплату научно-исследовательских работ по темам «Разработка технологии  «no-till» для новых сортов зерновых культур бурятской селекции в условиях сухостепной зоны Бурятии и «Создание нового сорта яровой пшеницы с высоким потенциалом засухоустойчивости и продуктивности» в размере 888,0 тыс. руб. использованы Министерством неэффективно - осуществлена приемка и оплата работы, не соответствующей требованиям государственного контракта (технического задания).

В проверяемый период наибольшее количество получателей субсидии было зафиксировано в 2016 году в Кабанском районе (23,53%), в 2017 и 2018 годах в Бичурском районе (23,26% и 24,05% соответственно). Наибольший размер субсидии получили сельхозтоваропроизводители, ведущие хозяйство в Мухоршибирском (2016 г. – 28,43%, 2018 г. – 25,91%) и Тарбагатайском (2017 г. – 20,35%) районах.

Проверкой выявлены случаи назначения заниженных показателей результативности - ниже фактически имевшихся посевных площадей за предыдущий год. В результате в 2016г. двумя хозяйствами допущено сокращение посевных площадей в совокупности на 249 га к уровню прошлого года; в 2017 году двумя хозяйствами посевная площадь сокращена на 280 га к прошлому году; в 2018 году одним получателем допущено сокращение посевных площадей на 640 га к уровню прошлого года. Снижение посевных площадей могло оказать негативное влияние на показатели отрасли растениеводства по республике, что в свою очередь влияет на объемы субсидий регионам на оказание несвязанной поддержки, распределяемых из федерального бюджета.

В результате ненадлежащего контроля со стороны министерства допущены факты предоставления субсидий получателям, не соответствующим условиям их предоставления (наличие необходимого количества посевных площадей; сохранение и (или) увеличение поголовья сельскохозяйственных животных; нарушение условий отраслевой направленности – предоставление по отрасли растениеводства при отсутствии посевных площадей или по отрасли животноводство при отсутствии поголовья сельскохозяйственных животных). Сумма субсидий, предоставленных с нарушением условий их предоставления составила за период 2016-2018гг. 16,5 млн. руб.

Двумя получателями нарушено условие о неотчуждении приобретенной техники в течение трех лет после получения субсидии.

Проведенной проверкой выявлены признаки предоставления субсидий с нарушением условия предоставления субсидии об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет. Наличие фактов представления справок из налогового органа, имеющих признаки недостоверности, свидетельствуют о возможных незаконных действиях при их формировании и представлении.

Из 70 ед. закупленной и субсидированной самоходной техники только 49 единиц поставлено на учет в Гостехнадзоре РБ, что затрудняет контроль за соблюдением условия использования субсидий по запрету на отчуждение техники в течение 3 лет.

Порядком предоставления субсидий не предусмотрено условие об обязательной оценке рыночной стоимости приобретаемых техники/оборудования, что создавало риски завышения стоимости приобретаемых техники/оборудования, бывших в употреблении.

В 2016 году в нарушение Порядка была необоснованно предоставлена субсидия трем получателям на компенсацию затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, бывшей в эксплуатации (с 5-летним сроком эксплуатации). В одном случае установлено многократное завышение реальной рыночной стоимости трактора.

Так, проверкой выявлено завышение реальной стоимости приобретения трактора в 3,1 раза. Возможный ущерб Республике Бурятия составил 4,123 млн. рублей. Путем неоднократной выдачи инспекторами Гостехнадзора по РБ дубликатов ПСМ фактический 2011 год выпуска трактора был изменен на 2016 год выпуска и представлен как новый.

Осмотр фактического наличия техники и оборудования, предлагаемого к субсидированию, проводился сотрудниками Министерства формально, не производилась их фотофиксация, акты обследования не содержали идентифицирующих сведений в отношении приобретенных техники/оборудования: заводской номер, номер двигателя, год выпуска, цвет и т.д., а также сведений о техническом состоянии и степени износа техники/оборудования, что затрудняет осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Предложено установить такие требования в порядке предоставления субсидий.

Установлены признаки завышения стоимости поставленного спутникового навигационного оборудования, субсидировавшегося по ставке 90% от произведенных затрат. Ни в одном документе не были идентифицированы конкретные поставляемые комплекты спутникового навигационного оборудования, отсутствовала торговая марка, производитель. Неподтвержденная сумма расходов в данном хозяйстве и фактическое отсутствие комплектов спутникового навигационного оборудования оценивается в сумме 1,594 млн. рублей.

Проверкой установлен случай, содержащий признаки незаконных действий при обращении за предоставлением субсидий. Денежные средства, полученные продавцом, имеющим признаки фирмы-однодневки, от хозяйства-получателя субсидии в счет оплаты за поставку комбайна,  на следующий же рабочий день перечислены со счета продавца на счет аффилированной фирмы в виде беспроцентного займа.

По основным группам техники – тракторам, комбайнам в 2016, 2017гг. индикатор «Коэффициент технической готовности машинно-тракторного парка, %» в республике не достигнуты значения, установленные подпрограммой 2016г. – 86%, в 2017г. -87%, по отчетам Министерства он ежегодно выполнялся на 100%.

Прослеживается отрицательная динамика фактического значения показателя подпрограммы – «количество высокопроизводительных рабочих мест» с 834 в 2016г. до 755 в 2017г.

Несмотря на увеличение объемов государственной поддержки в 2017г. в 3 раза в сравнении с 2016 г., наблюдается снижение показателя «Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций»  с 242 л.с./га в 2016г. до 194 л.с./га в 2017г., в целом показатель остался на уровне 2013г. При этом энергообеспеченность в Забайкальском крае выше, чем в Республике Бурятия в 1,5 раза, в Иркутской области выше в 1,4 раза.

По Республике Бурятия в сельскохозяйственных организациях (без учета микропредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств) наблюдается отрицательная динамика приходящихся на 1000 гектаров пашни  тракторов (статистические данные с 1,3 шт. тракторов/га в 2016г. до 1,1 шт. в 2017 году). По сравнению с 2013 годом, количество тракторов на 1000 га пашни в 2017 году снизилось на 39%.

В связи с этим увеличилась нагрузка пашни на 1 трактор с 763 га в 2016г. до 908 га в 2017г., или на 19% (статистические данные). В сравнении с уровнем 2013 года нагрузка пашни на 1 трактор увеличилась на 67%.

Аналогичная ситуация сложилась по площади посевов (посадки) соответствующих культур на один комбайн. Так, если на 1 зерноуборочный комбайн в 2016 году приходилось 415 га посевов, то в 2017 году 472 га, или на 13,7% больше. По картофелеуборочным комбайнам увеличение в 2017 году нагрузки на одну единицу составило 13,8%.

Выявлены случаи не отражения в ежегодной отчетности, представляемой получателями субсидий в Министерство, приобретенной за счет субсидии техники, что занижает общие статистические показатели по технической обеспеченности в республике.

За период 2016-2018гг. наблюдается снижение закупа и представления к субсидированию самоходных зерноуборочных комбайнов – если в 2016, 2017 гг. было приобретено 5 и 6 единиц, то в 2018г. – 2 единицы.

Количество закупаемых и субсидируемых энергонасыщенных тракторов марки «Кировец» оставалось крайне низким и составило в 2016г. – 1 ед., в 2017г. – 2 ед., в 2018г. – 3 единицы.

За весь период было закуплено всего 4 трактора 2 тягового класса марки «Беларус 1221.2» и «Джон Дир» по 2 в 2016 и 2018гг.

При этом наблюдается значительное увеличение количества субсидирования затрат на приобретение тракторов 1,4 тягового класса типа «Беларус 82» - с 0 ед. в 2016г. до 17 ед. в 2017г. и до 25 ед. в 2018г.

Указанное свидетельствует об ограниченных финансовых возможностях сельскохозяйственных товаропроизводителей при закупе дорогостоящей высокопроизводительной техники. Наблюдается опережающий рост господдержки на возмещение затрат недорогой техники и оборудования невысокой производительности получателям мелкотоварной категории – ИП и КФХ на приобретение техники заготовки кормов в животноводстве.

Предметом субсидирования являлись у различных получателей по отдельности косилка, пресс-подборщик, грабли, погрузчик (кун). Вышеуказанные факты свидетельствуют о «распылении» господдержки на компенсацию расходов на приобретение недорогого оборудования невысокой производительности.

В этой связи необходимо отметить, что отсутствие комплексного подхода при предоставление господдержки, способного оказать качественное улучшение технологической оснащенности конкретного получателя, не соотносится с задачами подпрограммы - модернизация технологической базы агропромышленного комплекса и стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования. Такой подход не позволяет добиваться достижения индикатора подпрограммы по высокопроизводительным рабочим местам.

Также в ходе проверки выявлены случаи преобладания лесозаготовительной деятельности над сельскохозяйственной у некоторых получателей, что создает риски использования субсидированной техники двойного назначения – тракторов МТЗ с фронтальными погрузчиками в большей мере в лесозаготовительной деятельности, чем в сельскохозяйственной.

По итогам рассмотрения результатов контрольного мероприятия Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия вынесено представление с предложением о внесении изменений в Порядок предоставления субсидий с целью недопущения повторения выявленных нарушений.

Принято решение направить материалы проверки в правоохранительные органы.


Назад к списку
Поиск: