Светлана Будаева: Укрепить первичное звено в здравоохранении

17 июля 2019
  Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел заседание «круглого стола» на тему: «О состоянии и перспективах совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации» В заседании приняла участие заместитель председателя Комитета Народного Хурала по социальной политике Светлана Будаева. Участники «круглого стола» обсудили опыт и итоги реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Напомним, что  в 2012 году организация первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи населению была передана с уровня органов местного самоуправления на уровень субъектов. 
- Светлана Дымбрыл-Доржиевна, удалось ли в Москве выработать предложения по изменению сложившейся ситуации в медицине? 
- На круглом столе были озвучены проблемы, характерные для большинства российских регионов, такие, как слабая материально-техническая база медицинских организаций на селе, нехватка медицинских кадров. Это не позволяет большинству районных больниц  своевременно и в полной мере оказывать первичную медико-санитарную помощь.
- Получается, что бюджеты не финансируют медицину на местах?
-  Сегодня, как известно, медицина финансируется в основном за счет Фонда обязательного медицинского страхования. Разговор шел о том, что полномочия, которыми в свое время были наделены органы местного самоуправления,  в целом были оправданы. Когда в 2012 году первичное звено здравоохранения передали в систему медицинского страхования, то ситуация в отрасли стала ухудшаться. Например, начали закрываться ФАПы,  что снизило качество и своевременность оказания медицинских услуг населению. Добавлю, что министерство здравоохранения России развернулось к проблеме, и мы видим, как в последние годы увеличилось финансирование строительства новых ФАПов. И, по моему мнению, ФАПы и службу скорой помощи можно было бы оставить на бюджетном финансировании. Именно поэтому в Москве было предложено пересмотреть принципы финансирования отрасли, учитывая и существующий положительный опыт.
- В чем же он заключается? 
- Например, несмотря на разный уровень развития районов республики, нам удалось за счет бюджета фонда социального страхования, а также регионального бюджета выровнять обеспеченность медицинским оборудованием даже в самых отдаленных территориях. Все это необходимо сохранять. При этом у всех вызывает озабоченность вопрос обеспечения врачами и средним медперсоналом. Причем проблема с кадрами существует во всех регионах, за исключением, пожалуй, Москвы и Санкт-Петербурга. Регионы по-своему решают этот вопрос, привлекая  врачей различными преференциями, например предоставлением служебного жилья. Некоторые регионы дают подъемные, до миллиона рублей. У нас в Бурятии тоже есть свои меры поддержки. Но если мы хотим укрепить первичное звено, то нам необходимо сформировать единый подход по всей России по решению кадровой проблемы!  Ведь чем характеризуется первичное звено, где работают фельдшеры, терапевты, участковые педиатры, стоматологи и т.д.? Прежде всего, масштабами. За медицинской  помощью сюда обращаются до 80%  граждан. Если мы укрепим первичное звено, то  многие вопросы здравоохранения сможем решить. 
- Но есть же программа "Земский доктор", она работает в Бурятии?
-  С 2011 года в рамках реализации программы удалось привлечь на последующую работу в течение пяти лет в сельское здравоохранение 866 врачей специалистов с предоставлением единовременной помощи в 1 миллион рублей. Однако ситуацию осложняет утечка кадров. Так, из 321 врача, трудоустроенных в 2011-2012 годах, по истечению срока договора осталось работать на селе 154 врача, при этом уволились, не отработав срок, 36 человек. 
К тому же "Земский доктор" - это федеральная программа, а нам, в республике также необходимо определить, как удержать кадры, чтобы они оставались в селах? Можно, например, строить фельдшерско-акушерские пункты уже с готовым служебным жильем. Во времена Советского Союза был такой опыт. Но у муниципалитетов не всегда есть жилье, к тому же удобное для проживания специалиста.  Получается, что муниципалитеты сегодня зачастую не проявляют нужной активности и заинтересованности в закреплении медицинских кадров. Над этим необходимо  работать совместно.
- Средства на медицину планируется увеличить в ближайшем будущем? 
       - У нас ежегодно идет рост финансирования, но есть мнение, что темпы роста ассигнований недостаточны и необходима более выраженная поддержка отрасли. Предлагается поэтапно увеличить финансирование в два раза. Бурятии повезло, мы вошли в Дальневосточный федеральный округ и получили в 2019 году  существенную прибавку в финансировании  медицины. Теперь  необходимо решить, куда двигаться дальше?
   И в целом пересмотреть существующие подходы к медицине. Например в крупных центрах страны строятся хорошие, дорогие высокотехнологичные медицинские центры, куда уходит значительная часть средств республики. Безусловно, гражданам эта помощь нужна. Но не надо забывать и о базовых вещах, повернуться лицом к первичной медицинской помощи, улучшить качество ее оказания, например, вернуться к хорошей идее - развивать систему врачей общей практики. Добавлю, что накануне проведения недавнего круглого стола и Совета Народного Хурала по данным проблемам мы, депутаты,  выезжали в Кабанский, Кяхтинский, и Прибайкальский районы, где ознакомились в проблемами первичной помощи. По итогам мероприятий мы предложили правительству увеличить ассигнования на дополнительное обеспечение фельдшеров и врачебных амбулаторий  транспортом. Депутатами Народного Хурала и Правительством было принято  совместное решение о введении дополнительно 135 бюджетных мест для обучения средних медицинских работников в медицинских колледжах республики. 
   Мы убеждены, что всем органам власти необходимо вести всестороннюю работу по улучшению оказания первичной помощи. И прозвучавшие на федеральном уровне предложения по преобразованию действующего законодательства в этой сфере, повысят доступность и качество оказания медицинских услуг нашим гражданам.
Дмитрий Родионов, "Номер один".



Назад к списку
 Поиск: