Петр Носков: «Во главу – экономика села»

30 октября 2019

   В Народном Хурале прошли публичные слушания на тему «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Выступление председателя Комитета Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Петра Носкова было посвящено финансированию госпрограммы «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия.
   В проекте республиканского бюджета перед первым чтением расходы на реализацию Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» в 2020 году составят 1083 млн. рублей, из них 394 миллиона – средства федерального бюджета, которые распределятся между министерством сельского хозяйства и продовольствия, Управлением ветеринарии и Гостехнадзором. 
    При этом Петр Носков обратил внимание, что доля софинансирования из республиканского бюджета сокращается. Если в 2018 году сумма, выделяемая на субсидии сельскохпроизводителям и мероприятия по поддержке сельских территорий, составляла около 527 млн. рублей, то в 2019 уже 337 млн. рублей, в на 2020 год предусмотрено еще меньше – 329 млн. рублей.
    - При таком уровне финансирования сельского хозяйства трудно говорить не то, что о развитии, но и даже о поддержании отрасли. Все мы прекрасно видим, какой сегодня отток населения из сельских территорий, какая, можно сказать, плачевная ситуация в наших деревнях.     Здесь, думаю, будет уместным привести неутешительные данные нашего ФОМСа. За 2018 год из районных больниц открепились почти 9 400 человек, а за 9 месяцев текущего года – еще 5 000 человек, - отметил Петр Носков.
    Учитывая, что эти люди переезжают в основном в Улан-Удэ, серьезно возрастает нагрузка на социальную сферу столицы республики. Много надежд возлагают на госпрограмму «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой заложены средства на обустройство села, создание инфраструктуры, строительство ФАПов, дорог, обеспечение жильем молодых специалистов. Программа заработает с 1 января 2020 года. Однако Петр Носков считает, что только развитие социальной инфраструктуры не сможет остановить отток населения.
    - Еще раз хочу подчеркнуть, что говоря о развитии сельских территорий во главу должна быть поставлена экономика села, которая формируется, главным образом, за счет сельскохозяйственного производства. Поэтому Комитет считает неприемлемым сокращение господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и предлагает ко 2-му чтению предусмотреть увеличение общего объема финансирования Государственной программы развития АПК в 2020 году в размере не ниже уровня ее финансирования в 2018 году, - подчеркнул в своем выступлении парламентарий. 
    Куда следует направить бюджетные средства?
    Одно из направлений – увеличение ставки по несвязной поддержке в отрасли растениеводства. За счет республиканского бюджета она была увеличена до 1 347 рублей на гектар для хозяйств, застраховавших свои посевы и 1 164 рублей – для прочих хозяйств. Депутаты убеждены – эту сумму нужно довести, по крайней мере, до 2000 рублей за гектар.
    В этом году не все хозяйства, которые понесли затраты на подъем паров получили субсидию из бюджета - закончились средства в рамках доведенных лимитов. Однако Комитет считает недопустимой ситуацию, когда товаропроизводители не получают обещанной поддержки, финансирование нужно увеличить.
   Еще одно важное направление – строительство картофеле- и овощехранилищ. Сегодня наращивание объемов производства картофеля и овощей сдерживается, в том числе отсутствием возможности хранения произведенной продукции. Строительство хранилищ позволит круглогодичного обеспечивать население картофелем и овощами собственного производства. Ситуацию могло бы изменить введение компенсации части затрат на строительство таких хранилищ для сельхозтоваропроизводителей.
    За последние годы в республике неуклонно снижается объем производства молока, наблюдается сокращение поголовья молочного стада. К сожалению, на сегодняшний день крупные молочно-товарные фермы остались только в 8 хозяйствах республики. При этом большинство из них расположено в зданиях 70 – 80-х годов постройки. А на то, чтобы построить новые фермы, у хозяйств нет средств. Эту проблему нужно решать на республиканском уровне, убежден Петр Носков. Отсюда предложение – предусмотреть в бюджете средства на гранты на строительство молочно-товарных ферм на 200 голов. Конечно, эти средства нужно выделять взвешенно, учитывая все нюансы – это наличие кормовой базы хозяйства, наличие кадров и опыта работы в отрасли, существующие возможности по переработке молока и многое другое. 
    Сегодня Бичурский маслозавод закупает молоко в Кабанском и Джидинском районах. Достичь рентабельности при таких транспортных издержках сложно. Лучшим выходом из ситуации стало бы строительство молочно-товарной фермы в районе и компенсация затрат на закуп молока у населения. Также Петр Носков предложил повысить долю бюджетного финансирования при предоставлении грантов семейным животноводческим фермам по развитию КРС молочного направления с 60 до 80%.
    Сельчане проявляют активный интерес к грантам для начинающих фермеров. Многие из проектов, представленных на конкурс – это готовые решения, которые при небольшой поддержке со стороны государства могут улучшить экономику села. Такие начинания нужно поддерживать, поэтому аграрный Комитет предложил увеличить в 2020 году финансирование грантовой поддержки фермеров.
    Сбыт, хранение и переработку произведенной продукции, возможно обеспечить через систему кооперации.
   - В целях стимулирования развития кооперации на селе предлагаем предусмотреть финансирование расходов на обеспечение за счет средств республиканского бюджета 80% затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках предоставления грантов на развитие их материально-технической базы, - предложил Петр Носков.
    Нельзя допустить сокращение финансирования подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация и инновационное развитие», убеждены парламентарии. Без этого невозможно дальнейшее развитие отрасли, особенно в свете новых задач по наращиванию экспорта продукции агропромышленного комплекса.
    В 2018-2019 годах произошло увеличение финансирования Государственной ветеринарной службы, однако, в проекте бюджета на 2020 год запланировано снижение этой суммы. В то же время перед ветеринарной службой ставятся новые задачи по идентификации скота, обеспечению условий для развития экспорта продукции животноводства, что влечет за собой высокие требования к материально-техническому оснащению службы и квалификации ветеринарных специалистов. А для того, чтобы привлечь грамотных специалистов для них нужно обеспечить соответствующие условия труда и обеспечить их достойной заработной платой.
    - Комитет выражает надежду, что ко 2-му чтению объем финансирования Государственной ветеринарной службы будет увеличен, в том числе и на реализацию Закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных», который был принят во втором чтении на седьмой сессии Народного Хурала, - сказал Петр Носков.
   Средства понадобятся на новые полномочия по возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения стерилизации и маркировки и содержания невостребованных агрессивных животных в приютах длительного содержания.
    Почти на 500 тыс. рублей в проекте республиканского бюджета сокращены расходы на регулирование численности волков. В то же время, выплата 5 тысячи рублей вознаграждения за добытого волка является эффективной мерой регулирования численности хищника. Недофинансирование указанной статьи может повлечь значительный ущерб сельскому хозяйству республики и являться угрозой жизни и здоровью людей, в том числе по особо опасным заболеваниям бешенства и бруцеллеза.
    На 18,7% сокращены расходы по государственной поддержке завоза товаров в поселения, расположенных в районах Крайнего Севера. Господдержка позволяет снизить цены на продовольственные товары первой необходимости, без неё рост на отдельные категории скоропортящихся продуктов может достигать от 30% до 250%. Понимая это, депутаты Народного Хурала в свое время приняли соответствующий закон. Комитет считает необходимым предусмотреть указанные расходы в полном объеме.
    Подводя итог выступления, Петр Носков выразил надежду, что предложения аграрного комитета найдут свое отражение в проекте бюджета ко второму чтению.


Назад к списку
Поиск: