Госпрограммы: избежать формального подхода

13 ноября 2019
Сегодня депутаты Комитета по социальной политике под председательством Игоря Марковца в рамках подготовки проекта бюджета - 2020 - ко второму чтению заслушали представителей министерств о государственных программах  в социальной сфере. 
О программе «Развитие образования и науки» рассказала  замминистра образования и науки Галина Фомицкая.  Программа рассчитана до 2025 года, в ней семь подпрограмм. Эффективность выполнения оценивается по шести индикаторам: охват детей дошкольным образованием, удельный вес выпускников профессионального образования, трудоустроившихся по специальности, численность учащихся, занимающихся в первую смену  и другие. 
Депутаты обратили внимание на то, что объемы финансирования увеличиваются, но целевые индикаторы  при этом не меняются или ухудшаются, а другие показатели не отражают эффективности исполнения программы. 
- Каждый год вы показываете данные о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования, в то время как на предприятия по-прежнему не хватает квалифицированных рабочих. Кого мы готовим? Куда потом они трудоустраиваются? Не понятно, -  задала вопрос заместитель председателя Комитета Светлана Будаева.      
Много вопросов у депутатов было и по госпрограмме «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия», которая реализуется с 2014 года и рассчитана на шесть лет. Если в 2019 году на ее финансирование  было предусмотрено 45 975 тыс. рублей, то в 2020 году – 33 518 тыс. рублей.  Эффективность оценивается по трем индикаторам: 1) доля охвата обучением и воспитанием детей на бурятском языке в дошкольных образовательных организациях, 2) доля охвата обучением детей бурятскому языку в общеобразовательных организациях, 3) количество материалов на бурятском языке в телерадиоэфире и сети интернет и на бумажных носителях. 
Как пояснила Галина Фомицкая, Сегодня бурятский язык изучается в 95 процентах школ республики и 45 процентах детских садов. Есть и проблем:
- Не хватает учителей бурятского языка, поэтому было принято решение увеличить в 2020-м году целевой набор в БГУ на эту специальность на 100 процентов – до 20 мест, - пояснила замминстра.  
Депутаты Народного Хурала предложили министерству скорректировать документ. 
- Такое впечатление, что программа сделана под освоение выделенных средств. Хочу спросить: дети, которые обучаются в школе и детских садах, говорят на бурятском языке? Уже давно надо пересмотреть подходы, что-то менять. А мы все продолжаем средства осваивать», – резко высказалась заместитель председателя Комитета Светлана Будаева.   
Депутат Вячеслав Цыбиков поддержал коллегу. Он  считает, что методика преподавания бурятского языка далека от совершенства. По его словам дети знают английский лучше, чем бурятский язык.
Галина Фомицкая ответила, что с 2021 года планируется ввести единый государственный экзамен по бурятскому языку. Осваивается альтернативная методика «Амар Мэндэ», основанная на методике изучения иностранных языков.
Председатель Комитета Игорь Марковец поинтересовался дальнейшими перспективами этой программы, поскольку ее реализация завершается в 2020-м году. 
- Необходимо привести программу в надлежащий вид, чтобы было понятно, какой мы получим результат, как расходуются бюджетные средства? Нужно уходить от формального подхода как в  разработке, так и исполнении госпрограмамм, - подчеркнул парламентарий. 
     Депутаты предложили министерству скорректировать программы в соответствие с замечаниями Комитета и взяли этот вопрос под парламентский контроль.


Назад к списку
 Поиск: