Счетной палатой Республики Бурятия проведена финансово-экономическая экспертиза проектов внесения изменений в государственные программы Республики Бурятия.

21 ноября 2019

 

Счетной палатой Республики Бурятия в соответствии с пунктом 3 статьи 43 закона Республики Бурятия от 03.07.2007 №2359-III «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» проведена финансово-экономическая экспертиза 23 проектов внесения изменений в государственные программы Республики Бурятия.

 

По итогам проведенной экспертизы установлено следующее:

 

         Проекты внесения изменений в госпрограммы согласованы с Министерством экономики РБ и Министерством финансов РБ без замечаний и предложений. При этом Счетной палатой РБ отмечается (укрупнено) следующий блок замечаний.

1. Срок реализации части Госпрограмм заканчивается в 2020 г., или в 2021 год, их ресурсное обеспечение содержит мероприятия на период 2021-2022 гг. При этом, значения запланированных показателей (индикаторов) не меняются и остаются на уровне 2020 или 2021 гг. или меняются в сторону ухудшения. Необходимо принятие одного из решений, завершение госпрограммы и разработка новой или продление сроков реализации, с установлением следующего этапа реализации, целей, задач и целевых показателей (индикаторов) на новый период.

Кроме того, в представленных проектах внесения изменений в Госпрограммы корректируются бюджетные ассигнования до 2022 года, обоснования продления срока реализации госпрограммы не представлены. Это касается: программы «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия», «Культура Бурятии», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», «Развитие лесного хозяйства», «Развитие АПК и сельских территорий».

Имеются случаи, когда из Госпрограмм исключаются периоды реализации по годам, так, например, из Госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» исключается 2014 год, из Госпрограммы «Содействие занятости населения» исключаются 2019, 2023 и 2024 гг.

2. Кроме этого в Госпрограммах цель определена с учетом национальных целей и стратегических задач, утвержденных целым рядом нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия, большинство из которых в настоящее время не действует, либо заканчивает свое действие в 2020 году. Это госпрограмма «Информационное общество», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Цели и основные показатели госпрограмм не соответствуют целям и индикаторам, изложенным в Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года в  ГП «Развитие АПК и сельских территорий, «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

3. Целевые индикаторы эффективности реализации программных мероприятий сформированы без учета прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», национальных проектов.

Значения индикаторов заменены на более низкие в период с 2018 по 2025 годы. Так, по госпрограмме «Развитие образования и науки»  индикатор «Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях» к 2025 году предлагается 76,1% против 77,3% в 2016 году.

Некоторые значения индикаторов установлены в объеме ниже достигнутых показателей, так, например, в Госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика» ожидаемый результат индикатора «среднемесячная заработная плата» до 2022 установлен в размере 34,5 тыс. руб., тогда как по итогам 2018 г. достигнут в размере 36,4 тыс. руб., в Госпрограмме «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» ожидаемый результат индикатора «объем платных услуг» при плановом значении до 2021 г. в объеме 185 млн. руб. по итогам 2018 г. выполнен в объеме 237,8 млн. руб., аналогичные замечания имеются к Госпрограмме «Культура Бурятии».

Меняются в сторону ухудшения в 2022г. по отношению к 2021г. 14 индикаторов по ГП «Развитие АПК и сельских территорий».

В большинстве Госпрограмм индикаторы установлены в процентном отношении без указания базового показателя, относительно которого исполняется индикатор, в связи с этим оценить достижение планового значения не представляется возможным.

В ГП «Развитие имущественных и земельных отношений» по индикатору «Полнота поступления неналоговых доходов, администрируемых Минимуществом РБ, фактическое значение целевого индикатора, как и плановое значение, составляет 100%. При этом, в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности ежегодно указывается на наличие дебиторской задолженности, в т.ч. просроченной. На 01.01.2019 дебиторская задолженность составляет 123 349,57766 тыс. руб., просроченная дебиторская задолженность на 01.01.2019 составляет 21 995,27629 тыс. руб., Соответственно, считаем, что индикатор фактически не выполняется, плановые значения занижены. Подобные ситуации возможны и по другим Госпрограммам.

4. В большинстве Госпрограмм допущены арифметические ошибки в итоговых суммах объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, по основным мероприятиям. Объемы, отраженные в паспортах Госпрограмм, ресурсном обеспечении, подпрограммам не корреспондируются. Такие замечания имеются по всем Госпрограммам. В связи с имеющимися арифметическими ошибками требуется проведение проверки указанных данных по госпрограммам «Совершенствование государственного управления», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», «Формирование комфортной городской среды» и др.

Замечания такого характера ежегодно указываются в заключениях Счетной палаты РБ.

5. По ряду Госпрограмм общий объем финансирования не содержит бюджетные ассигнования из местных бюджетов, при этом из республиканского бюджета субсидии МО на условиях софинансирования выделялись и запланированы на плановые периоды 2021-2022 гг. такие замечания имеются к госпрограммам «Культура Бурятии», «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики», «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства».

Общий объем финансирования по некоторым Госпрограммам предусматривает необоснованные объемы внебюджетных источников. Так, например, из общего объема финансирования госпрограммы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» исключены внебюджетные источники в сумме 235 млн. руб., предусмотренные основными мероприятиями Госпрограммы в связи с заключением в 2019 г. Концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации спортивного объекта «Строительство регионального центра по хоккею в г. Улан-Удэ». Аналогичная ситуация ранее обстояла по Госпрограмме «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов».

По Госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика» в общем объеме финансирования предусмотрены внебюджетные источники с нарастающим итогом на период 2014-2018 г. в объеме 145 млрд. руб. при фактическом исполнении в объеме 85 млрд. руб.

6. Планы реализации на период 2019-2022 годы, а также годовые отчеты об исполнении Госпрограмм за 2016-2018 годы, на момент проведения экспертизы на сайте не размещены ни одним органом государственной власти – основным исполнителем госпрограммы.

 

 


Назад к списку
 Поиск: