Перспективы развития водного транспорта обсудилив Народном Хурале

23 декабря 2019

  В Народном Хурале состоялось рабочее совещание на тему «О водном транспорте в Республике Бурятия». Организатором мероприятия стал Комитет Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии.
   Сегодня в Бурятии практически отсутствуют регулярные перевозки пассажиров водным транспортом. В то же время запрос на эту услугу есть в связи с развитием туризма на Байкале. Сдерживает процесс неразвитая инфраструктура, отметил зампред Комитета Егор Олзоев. Нужны новые причалы, плавучие АЗС, обновление корабельного парка.
   Министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Александр Аюшеев доложил, что существует комплексный план развития отрасли, однако из-за отсутствия финансирования возникают сложности с его реализацией. Сейчас обсуждается субсидирование межрегиональных маршрутов на Байкале. Предполагается, что 13,5 млн рублей поступят из федерального бюджета, еще по 6,75 млн рублей должны будут выделить бюджеты Бурятии и Иркутской области.
    Министр туризма Мария Бадмацыренова считает, что требования транспортной безопасности, установленные федеральным законодательством, не исполнимы в условиях природоохранных требований в области озера Байкал. Она предложила сделать исключение для Бурятии и Иркутской области, а также упростить порядок получения лицензии на перевозку пассажиров. Это требует изменения федеральных законов. В свою очередь на республиканском уровне для водного транспорта можно предусмотреть различные льготы и субсидии, но это не даст необходимого импульса без развития инфраструктуры, считает министр. Председатель Комитета по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарев предложил разработать республиканскую программу развития водного транспорта. Это предложение нашло поддержку у участников совещания.
   Оборудованный причал, соответствующий требованиям имеется в Турке в «Байкальской гавани». Однако, по словам генерального директора Байкальской гавани Алексея Тогошиева, причал приносит убытки. На его содержание уходит 7 млн рублей, кроме этого в этом году 4 млн рублей были выделены на паспортизацию объекта. При этом, доходы от причалов за год составили 700 тысяч.
    - Мы не можем выставить экономически обоснованную цену. Сезон на Байкале короткий. Если мы поставим высокую цену, то не получим ничего, - рассказал Алексей Тогошиев.
   Выход из ситуации он видит в создании единой республиканской службы по обслуживанию причалов.
    «Байкальская гавань» предоставляет услуги по сбору мусора и сточных вод с кораблей, после чего они поступают на очистные. При этом нефтесодержащие воды в Турке не принимают. Однако Алексей Тогошиев отметил, что этой услугой пользуются единицы. То есть остальные сливают отходы в Байкал, сделал вывод Егор Олзоев. 
    В условиях, когда к официальным перевозчикам предъявляются такие жесткие требования, многие владельцы судов уходят в «нелегалы». Только 30% судов осуществляют коммерческие перевозки, имея лицензию. Начальник Восточно-Сибирского государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Андрей Цуканов считает, что туроператоры, отдавая заказы «нелегалам» тем самым помогают им развиваться. Объясняется это просто: «нелегалы» не несут таких же издержек, как официальные перевозчики и могут демпинговать на рынке. Зачастую, суда отправляются в путь с большим перегрузом, а это риск для жизни и здоровья пассажиров.  Бороться с этим явлением сложно, учитывая, что в штате речного надзора всего 23 человека и ни одного на бурятском берегу Байкала. Кроме этого только в следующем году пройдет аукцион, где определятся фирмы, которые будут заниматься транспортировкой и содержанием арестованных судов и будет определена штрафстоянка. При этом РСТ еще не определила тарифы.
    Итогом обсуждения стал протокол, куда вошли следующие рекомендации Правительству Бурятии: создать пункты приема для накопления нефтесодержащих и сточных вод, мусора; осуществлять мониторинг портов, обеспечить обновление и строительство с учетом потребности; разработать план по формированию регулярных пассажирский и туристических перевозок водным транспортом на территории Бурятии; разработать механизм стимулирования приобретения круизных кораблей и судов на воздушной подушке, поддержка инвесторов создающих новые причалы; создать единую службу по обслуживанию и содержанию причалов.
    Егор Олзоев подводя итоги совещания, подчеркнул, что в центре внимания должны быть безопасность людей и экология. Депутат обратил внимание, что сейчас нет ремонтной базы, хозяева судов ремонтируют их самостоятельно. Сложно отследить соблюдается ли при этом технология, не приведут ли конструктивные изменения к риску для пассажиров.


Назад к списку
Поиск: