Выставка посвященная памяти народного художника России, лауреата Государственной премии Республики Бурятия Александры Никитичны САХАРОВСКОЙ

13 октября 2005
В Республиканский художественном музее им. Ц. С. Сампилова с 23 сентября по 16 октября 2005г. проходит выставка, посвященная творчеству Александры Никитичны САХАРОВСКОЙ (1927, 26 апреля- 2004, 18 сентября)- народного художника России, лауреата Государственной премии Республики Бурятия. Ее искусство – эпическое повествование, пронизанное любовью к родной земле, ее легендам, песням, простым людям. Ее детство, как и у всех ее ровесников, было наполнено страхами преследований и гонений. Отец, Никита Павлович, скрываясь от ареста, не бросил семью, а вместе с шестью детьми кочевал от одной таежной заимки к другой. Мать, Ольга Ивановна, теплом и заботой окружила всех. Семья выстояла, выжила. Трудное детство закалило и дало упорство , целеустремленность, стойкость. В то время на поддержку из дома рассчитывать не приходилось. Не опустила она руки и тогда, когда комиссия резко раскритиковала ее первый вариант «Гэсэра». Она уничтожила свою работу и долго потом не могла прийти в себя от обиды и боли. И тогда Александра поняла: «Гэсэр»- это судьба и любовь на всю жизнь. Снова и снова пишет она свой эпос красками, тушью, резцом. Эта выставка представляет нам творческий поиск Мастера, не известный зрителям и представляет творчество Александры Сахаровской несколько необычно. «Гэсэр» Сахаровской прошел проверку временем и, без сомнения, на сегодняшний день является лучшим художественным воплощением национального эпоса. Зрителю хорошо знакомы ставшие уже классикой ее эпические образы. На выставке впервые представлен первоначальный вариант Гэсэра 1960- 1961гг.,выполненный в технике акварели и гуаши. Этюды, а их сотни и тысяч, представляют нам труженика- титана, для которого творческая находка- далеко не случайность. Поначалу повествовальные, изобилующие подробностями цветные иллюстрации проходили несколько этапов художественного переосмысления и жесткого отбора, прежде чем стать лаконичными и поистине монументальными образами, и при этом неразрывно связанными с содержанием эпоса. Так, у «Девушек с ведрами», не сразу выстроилась композиционная протяжная певучая линия. Сначала это был рассказ о том, как старик останавливает одну из девушек и бросает колечко в ведро. Вполне художественно законченная иллюстрация имела право на существование. Но художник идет дальше, и в итоге иллюстрация в окончательном черно- белом варианте становится поэтическим символом женственности, волнующей грациозности и изящества. В многочисленных этюдах сидящих и стоящих фигур художник ищет особенности национальной пластики. Не отсюда ли, не этих ли набросков «Гэсэр» Сахаровской предстает поистине национальным произведением. Что ж касается легендарного «Гэсэра, спускающегося на землю», то и он сразу стал «легендой». Сначала автор уделил больше внимание пейзажу: степи, горы, юрты…И лишь в верхнем углу в облаке летит войско. Этот вариант во всех смыслах хорош, но он так и остался бы всего лишь иллюстрацией. Окончательный же вариант перерос рамки иллюстрации и стал художественным символом Бурятии, известным далеко за пределами республики. Такой счастливой судьбой может похвастаться, пожалуй, «Арканщик» Ц. Сампилова. И еще одна тема, новая для зрителя: «Лена делает уроки..», «Лена спит…», «Лена с папой у телевизора…» Александра Никитична на протяжении всей творческой жизни имела большое, крепкое человеческое счастье: быть женой, матерью, бабушкой. Елена Зонхоева - тоже художник. Дочь Сахаровской проделала большую работу по организации этой выставки. Разобрав домашний архив - чемоданы, коробки, ящики,- она обнаружила ранние, тонкие акварели, живые рисунки, пастели, воплотившиеся после хорошо нам известные образы. Тогда, год назад, появилась идея создать выставку памяти своей великой и талантливой мамы, выразить любовь к родителям и родной земле. Любовь продолжается, она вечна… Людмила ЦЫРЕННИМАЕВА искусствовед

Назад к списку
Поиск: