Результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных бюджетам муниципальных районов (городских округов) в форме субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов» за 2018 год.

24 января 2020

30.12.2019 на заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия по председательством Председателя Счетной палаты РБ Пегасова Е.В. был рассмотрен отчет аудитора Чимитдоржиевой О.Ю. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных бюджетам муниципальных районов (городских округов) в форме субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов» за 2018 год.

В докладе аудитора отмечалось следующее.

Согласно Госпрограмме «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» объем субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения на 2018 год составляет 94687,0 тыс. руб., в том числе: МО «Муйский район» - 2 260,6 тыс. руб., МО «Северо-Байкальский район» - 57626,5 тыс.руб., МО «город Северобайкальск» - 34 799,9 тыс.руб. Данные средства в большем объеме переданы ресурсоснабжающим организациям, действующим на территории данных муниципальных образований.

Стоит отметить, что МО «Северо-Байкальский район» субсидия перечислена на основании документов по передаче полномочий городских поселений Северо-Байкальского района по организации в границах поселений теплоснабжения с истекшим сроком действия в 2014 году.

Выполнение мероприятия «9.10. Субсидии на реализацию мероприятия по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов» не влияет на выполнение имеющихся индикаторов (показателей) задачи 2 подпрограммы 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Госпрограммы. Показатель результативности предоставления субсидии «Снижение количества (введения ограничений) отпуска тепловой энергии по источникам выработки тепловой энергии, связанных с отсутствием неснижаемого нормативного запаса топлива (угля)», утвержденный Постановлением Правительства РБ от 24.12.2018 № 732, не связан с индикаторами (показателями), установленными в Госпрограмме.

В целях обеспечения надежной и устойчивой работы муниципальных объектов теплоснабжения постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 № 669 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, который, по мнению проверяющих, содержит ряд недочетов. Например, не установлено требование о предоставлении муниципальными образованиями в Минстрой РБ документов, подтверждающих информацию о соответствии критериям отбора, указанную в пояснительных записках к заявкам на получение субсидий, не содержит требования о представлении порядков расходования средств субсидии, требуется лишь наличие правовых актов муниципальных образований, устанавливающих такие порядки, не установлены порядок и сроки рассмотрения Минстроем РБ представленной отчетности.

В Порядке предоставления субсидий из республиканского бюджета отсутствует определение используемого в нем понятия «мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», отсутствуют уточняющие или ограничивающие положения в части проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки), что предоставляет возможность финансировать за счет средств республиканского бюджета произвольную и экономически не обоснованную задолженность.

Так, в ходе проведения проверки в МО «Северо-Байкальский район» установлено, что средства субсидии были направлены на оплату задолженности по договорам на поставку угля одних коммерческих теплоснабжающих организаций (первоначальные должники) перед другой коммерческой организацией (АО «Разрез Тугнуйский» - кредитор), переданной автономному учреждению «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Северо-Байкальского района» (новый должник) на основании заключенных соглашений о переводе долгов, на общую сумму 30 082,40903 тыс. руб.

По данному факту Минстрою РБ рекомендовано провести проверку на предмет правомерности заключения соглашений о переводе долгов ресурсоснабжающих организаций путем перевода в долговые обязательства муниципального образования.

В 2018 году МО «г. Северобайкальск» направило в Минстрой РБ заявку на получение субсидии и документы к ней, при рассмотрении которых установлены факты предоставления недостоверных сведений, что согласно Порядку предоставления субсидии из республиканского бюджета является основанием для возврата средств.

Вследствие предоставления в Минстрой РБ недостоверных сведений МО «г. Северобайкальск» в ходе контрольного мероприятия произведен перерасчет представленной муниципальному образованию субсидии по соглашению от 07.12.2018 с учетом, в т.ч. искажения стоимости 1 тонны топлива и 1 кВт электроэнергии, расхода топлива (угля) и электрической энергии на выработку тепловой энергии, включения в объем субсидии периода, выходящего за пределы отопительного сезона, учета срока деятельности АО «Теплоэнерго» в регулируемом периоде 2017 года, учета в объеме фактических расходов на уголь использованного в апреле и мае 2018 года нормативного запаса топлива (угля) для прохождения отопительного сезона 2017-2018 годов, сформированного за счет средств ранее предоставленной субсидии в размере 5363,52 тонн.

В результате произведенного перерасчета установлено, что объем субсидии для целей компенсации АО «Теплоэнерго» разницы между расходом топлива (угля), учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) с учетом НДС составил 5 443,28608 тыс.руб., в том числе за счет республиканского бюджета – 5437,84280 тыс.руб., местного бюджета  - 5,44328 тыс.руб.

По названному факту Минстрою РБ предложено провести проверку и информировать о результатах Счетную палату.

Кроме того, в рамках контрольного мероприятия отмечено, что при заключении концессионных соглашений с муниципальными образованиями ресурсоснабжающие организации принимают на себя обязательства по реконструкции объектов соглашений за счет собственных средств. Муниципальными образованиями информация о своевременном и полном выполнении концессионных обязательств не подтверждены.

Учитывая, что ресурсоснабжающим организациям в зоне БАМа с 2017 года предоставляются бюджетные средства в той или иной форме, существует риск включения одних и тех же работ, материалов и оборудования в акты выполненных работ по концессионным соглашениям и по иным соглашениям и договорам с оплатой за счет бюджетных средств, а также вероятность выполнения работ по реконструкции объектов концессионных соглашений не концессионерами, а концедентами.

В ходе проверки выявлено предоставление муниципальными образованиями неполного комплекта документов к отчетам, несоблюдение Минстроем РБ отдельных требований Порядка о предоставлении настоящей субсидии из республиканского бюджета муниципальными образованиями на этапе предоставления заявок, при перечислении бюджетных ассигнований.

Коллегией Счетной палаты принято решение направить материалы проверки Главе РБ, Народному Хуралу РБ, прокуратуре РБ.


Назад к списку
Поиск: