Доклад Ларисы Крутиян на внеочередной сессии

13 марта 2020
На внеочередной сессии Народного Хурала о поправках в Конституцию Российской Федерации доложила заместитель председателя комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Ларисы Крутиян. Представляем текст ее доклада.
«Государственной Думой Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 марта 2020 года одобрен проект закона Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
На основании статьи 8 Федерального закона от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» указанный закон направлен в Народный Хурал Республики Бурятия для обязательного рассмотрения.
Согласно положениям статьи 115.10 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия Народный Хурал рассматривает закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не позднее 30 дней со дня поступления указанного закона Российской Федерации в Народный Хурал из Совета Федерации.
Обсуждаемый Закон вносит следующие изменения в Конституцию Российской Федерации:
- Предусматривается  возможность создания федеральных территорий с организацией  на них органов публичной власти;
- Определен запрет действий, направленных на изменение границы РФ.
- Закреплено правопреемство СССР за Российской Федерацией. Добавлена защита исторической правды, признание детей важнейшим приоритетом государственной политики России, обеспечение приоритета семейного воспитания;
- Закреплено установление русского языка государствообразующим, признание культуры РФ уникальным наследием. Введено положение о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом
- Установлена  возможность размещения отдельных органов власти вне Москвы;
- Расширены полномочия ведомств России;
- В ведение субъектов РФ включены сельское хозяйство, молодежная политика,  добавлен пункт о защите семьи, материнства, отцовства и детства.
Закрепление мер соцподдержки в законе определено следующими положениями:
- МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. Система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Закрепляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. 
Кроме того, в проекте закона закреплено создание условий экономического роста страны, повышении доверия между государством и гражданами.
Следующие изменения касаются ужесточения требований к высшему должностному лицу субъекта РФ и руководителям федеральных государственных органов исполнительной власти в части возраста, запрета иностранного гражданства наличия счетов и вкладов в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Далее закреплен приоритет Конституции РФ над международным правом. Не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. 
Следующие изменения касаются закрепления принятия мер по международному поддержанию мира и безопасности, а также поддержания президентом мира и согласия в стране.
Далее закреплены требования к Президенту Российской Федерации а также  порядок выборов Президента:
Изменения касаются следующих положений:
- Постоянное проживание кандидата в Президенты на территории России не менее 25 лет, отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве вообще, не только на момент участия в выборах. Запрет открывать и иметь счета и вклады в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. 
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. 
Положение данной статьи применяется к лицу, занимавшему или занимающему должность  Президента без учета числа сроков, которые лицо занимало или занимает на момент вступления в силу поправки, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента в течение сроков, предусмотренных данным законом.
Следующий блок поправок касается расширения полномочий Президента Российской Федерации:
Президент осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает на должности и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, представляет Совету Федераций  кандидатуры  для назначения на должность Председателя заместителей и судей Конституционного и Верховного судов Российской Федерации, назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Вносит в Совет Федерации представление о прекращении их полномочий. Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субьектов Российской Федерации. Представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты, заместителей и половины от общего числа аудиторов. Формирует Государственный Совет Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации.  
Внесены поправки касающиеся неприкосновенности Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий. В то же время бывший глава государства может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ для отрешения действующего главы государства от должности. Кроме того, после исполнения своих полномочий Президент России может стать сенатором пожизненно.
Следующие изменения касаются усиления роли Совета Федерации:
Руководители федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФ назначаются Президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации.
Также к ведению Совета Федерации отнесено прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи.
Также в соответствии с поправками к ведению Совета Федерации относится заслушивание ежегодных докладов Генпрокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.
Далее внесены изменения, касающиеся усиления роли Государственной Думы:
Государственная Дума получила право утверждать кандидатуру Председателя Правительства РФ, предлагаемую Президентом. Также Государственной Думой будут утверждаться кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, в частности министров «силового блока») по представлению Председателя Правительства РФ.
В закон внесены новые требования к чиновникам, депутатам и судьям.
Вводятся повышенные требования к лицам, осуществляющим публичную власть, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. А именно: к Председателю Правительства РФ и его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, судьям. На конституционном уровне данным категориям запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране, также запрещено иметь счета за рубежом.
Кроме того, в проекте закона установлена персональная ответственность Председателя Правительства Российской Федерации перед  Президентом. Кроме того отражено, что Правительство обеспечивает укрепление и защиту семей, инвалидов, содействует развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии
Законом также предусмотрено включение в Конституцию Арбитражного, Верховного и Федерального суда, мировых судей.
Предусмотрено изменение численности судей Конституционного Суда: количество судей Конституционного суда сокращается с 19 до 11. В закон  внесена возможность проверки конституционности федеральных и региональных законов. 
Законотворческая процедура в отношении ФКЗ и ФЗ дополняется возможностью Президента обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. В случае подтверждения конституционности закона Президент его подписывает. Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или ФЗ, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу.
В Закон  добавлена статья о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Кроме того, органы местного самоуправления должны обеспечивать население медицинской помощью, в пределах своей компетенции.
Статья 2 Закона определяет процедуру проведения Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
В Статье 3 Закона определен порядок вступления в силу настоящего закона. 
Комитет предлагает одобрить Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».


Назад к списку
Поиск: