Проверка результативности мер государственной поддержки, направленных на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок за 2017-2019 годы и истекший период 2020 года в Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (совместное мероприятие со Счетной палатой Российской Федерации)

02 июня 2020

На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка результативности мер государственной поддержки, направленных на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок за 2017-2019 годы и истекший период 2020 года в Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (совместное мероприятие со Счетной палатой Российской Федерации)».

Проверка проведена в соответствии с Поручением Президента РФ от 7 декабря 2019 г. № Пр-2504, согласно которому Счетной палате Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации поручено провести аудит результативности мер государственной поддержки, направленной на развитие малой авиации.

Аудитор Цыдыпова Т.П. в докладе отметила, что в Республике Бурятия с 2017 г. из республиканского бюджета направляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов авиаперевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки на территории МО «Баунтовский эвенкийский район» и субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям воздушного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Бурятия. Всего за проверяемый период (2017-2019 и на 2020 г.) из республиканского бюджета на указанные цели выделено 234 млн. рублей.

Выделенные субсидии в 2017-2019 гг. использованы в полном объеме, нецелевого использования бюджетных средств в ходе проведения контрольного мероприятия не установлено. В то же время выявлены следующие недостатки и нарушения.

Одним из основных показателей доступности услуг воздушного транспорта для населения является стоимость авиаперевозок.

Экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях внутри Баунтовского эвенкийского района в 2019 г. в сравнении с 2017 г. увеличился в связи с заключением в 2018 и 2019 гг. Администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» соглашения с иногородним авиаперевозчиком - ООО «Аэросервис» (г. Чита) по причине отсутствия в республике местного авиаперевозчика.

Установлено, что на повышение экономически обоснованного тарифа повлияло включение в тариф «пустых» перелетов с Забайкальского края до п. Багдарин и увеличение планируемого количества рейсов с 53 рейсов в 2018 г. до 90 рейсов в 2019 г. Рост экономически обоснованного тарифа по маршрутам внутри МО «Баунтовский эвенкийский район» оказал влияние на рост размера компенсации выпадающих доходов авиаперевозчикам, и как следствие - на эффективность расходования субсидий (размер субсидии имеет тенденцию увеличения, а количество рейсов – тенденцию уменьшения).

Тариф, оплачиваемый населением, в 2019 г. в сравнении с 2017 г. уменьшился, в т.ч. по маршруту Багдарин-Варваринский на 19%, Варваринский-Усть-Джилинда на 16%, Багдарин-Уакит на 29%, что способствовало повышению доступности услуг воздушного транспорта населению.

Тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях по маршрутам Улан-Удэ – Нижнеангарск, Улан-Удэ - Таксимо с 2017 - 2019 устанавливались только два раза: в 2017 на основании заявления АО «Авиакомпания Ангара» и в 2018 гг. в связи с обнулением НДС. Экономически обоснованный тариф и тариф, оплачиваемый населением, на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях по маршрутам Улан-Удэ-Нижнеангарск, Улан-Удэ – Таксимо в 2018 г. к уровню 2017 г. уменьшился на 10% в связи с обнулением в 2018 г. НДС.

Установлено, что тариф, оплачиваемый населением, по маршрутам внутри МО «Баунтовский эвенкийский район» и по маршрутам Улан-Удэ – Нижнеангарск, Улан-Удэ - Таксимо утвержден в отсутствие экономического обоснования.

Коэффициент авиационной подвижности населения Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2020 г. стабильный и имеет тенденцию постоянного роста по аэропортам «Байкал» (г. Улан-Удэ) и в п. Таксимо. По аэропорту п. Нижнеангарск и по взлетно-посадочным площадкам в п. Усть-Джилинда и п. Варваринский авиационная подвижность населения не стабильна (рост в 2018 г. и снижение в 2019 г.). По взлетно-посадочной площадке в п. Уакит имеется тенденция постоянного снижения авиационной подвижности населения.

Состояние отрасли и планируемые основные мероприятия в части воздушного транспорта Государственной программы определены в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года (утратил силу), с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года (утратил силу), с Законом Республики Бурятия от 14.03.2011 № 1907-IV «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» (не действ.) и не приведена в соответствие со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, соответственно, содержит неактуальные характеристики.

Установлено, что Минтрансом не проводилось сопоставление между данными отчетов об использовании средств финансирования и отчетов о количестве фактически перевезенных пассажиров, отсутствует четкое расписание рейсов, по устной договоренности полеты установлено предоставлять 2 раза в неделю. Потребность в авиаперевозках пассажиров уточняется по мере поступления заявок с сельских поселений, информирование населения о предстоящих рейсах также происходит через органы ОМСУ. «Нулевые» рейсы, то есть при отсутствии загрузки пассажиров, происходят либо при отказе пассажиров в перелете, либо при потребности полетов в одном направлении.

По данным представленной отчетности общая сумма расходов на компенсацию выпадающих доходов по повторным рейсам с числом загрузки пассажиров от 0 до 6 чел. составила 399 тыс. рублей. Общая сумма расходов на компенсацию выпадающих доходов по «нулевым» рейсам в оба конца без пассажиров или с числом загрузки в одном направлении в количестве 0, в обратном – от 1 до 2 чел. составила 308 тыс. рублей. Количество фактически перевезенных пассажиров на размер субсидии не влияет.

По результатам контрольного мероприятия Минтранс РБ предложено:

Провести работу по внесению изменений в Государственную программу "Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства»;

Проанализировать причины снижения показателя авиационной подвижности населения по аэропорту в п. Нижнеангарск и по взлетно-посадочным площадкам в МО «Баунтовский эвенкийский район» и принять меры по выравниванию (росту) указанного показателя.

Принять меры:

- по снижению размера компенсации выпадающих доходов авиаперевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки внутри МО «Баунтовский эвенкийский район»;

- по привлечению местного авиаперевозчика для осуществления пассажирских авиаперевозок внутри МО «Баунтовский эвенкийский район»;

- по установлению постоянно действующего расписания полетов авиаперевозчиков, осуществляющих пассажирские авиаперевозки на территории МО «Баунтовский эвенкийский район»;

- по исключению направления субсидии на компенсацию выпадающих доходов авиаперевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки на территории МО «Баунтовский эвенкийский район», за рейсы с числом загрузки пассажиров 0 человек и малой загруженности (менее 50% - от 1 до 5 человек).


Назад к списку
 Поиск: