Поднимать престиж профессии учителя

19 июня 2020
Комитет по социальной политике провел рабочее совещание о реализации республиканского закона об образовании. Речь шла о подготовке педагогических работников.
Сегодня в Бурятии трудятся свыше 17,5 тысяч педагогических работников, но их все равно не хватает. Наиболее острый дефицит учителей английского языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы. По данным министерства образования Бурятии, школам необходимы дополнительно почти 300 учителей. Пока же свободные вакансии закрываются за счет дополнительной нагрузки, которую берут на себя педагоги. По мнению председателя Комитета по социальной политике Игоря Марковца, такая ситуация может привести к быстрому профессиональному выгоранию  учителей. Такой труд должен оцениваться по достоинству.
- В течение последних трех лет депутатами Народного Хурала и правительством республики ведется планомерная работа по повышению заработной платы учителей. Выработаны новые подходы к начислению норматива. Этот вопрос находится под постоянным контролем у депутатов, - подчеркнул парламентарий. 
Кадры для образования готовят сегодня педагогический институт Бурятского госуниверситета и педколледж. По словам заместителя министра образования Валерия Позднякова, одно из решений кадровой проблемы - это целевое обучение. Так половина бюджетных мест педагогического колледжа предназначается для обучения по направлению. Ежегодно колледж выпускает более 200 специалистов. Дипломы БГУ в 2019 году получили более сотни молодых педагогов, однако  работает по специальности лишь половина. 
По мнению директора педагогического института БГУ Нины Дагбаевой, выпускники не хотят идти в школу из-за низкой заработной платы и отсутствия престижа профессии: 
- Просто увеличив количество бюджетных мест на педагогические специальности, проблему не решить. Молодежь приходит работать в школу, но как только получает первую зарплату - 14 тысяч рублей за месяц - уходит. У нас «старение» кадров идет не только в школах, но и  вузах. Необходимо разработать государственную программу поддержки  молодых педагогов.
По мнению депутата от Закаменского района Вячеслава Цыбикова молодые учителя не едут работать в село, из-за отсутствия жилья, ведь у муниципалитетов, зачастую, нет такой возможности. Программа «Земский учитель» эту проблему не решает, поскольку больше подходит из-за требований учителям со стажем. 
Также участники совещания обсудили вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров в «Бурятском республиканском институте образовательной политики» (БРИОП) и Педагогическом институте  БГУ. 
По закону учителя должны бесплатно повышать свою квалификацию раз в три года. Финансирование госзадания на повышение квалификации для БРИОП и не растет на протяжении нескольких лет, при этом количество слушателей увеличилось более чем на четверть. 
- Учителя получают зарплату согласно майским указам не ниже средней по экономике, а те работники, которые занимаются их переподготовкой и повышением квалификации не получают достойной заработной платы, - подчеркнул Игорь Марковец. – Еще одна проблема – участие сельских учителей в курсах. Ведь для этого им необходимо решить вопрос с проездом, проживанием и питанием. Однако расходы на эти цели не предусмотрены во многих муниципальных образованиях республики.
В последнее время востребованной становится дистанционная форма обучения. Однако она не может заменить живого общения, индивидуальной работы, отметили участники совещания. 
По итогам обсуждения были выработаны рекомендации правительству республики, министерству образования и органам местного самоуправления. 


Назад к списку
 Поиск: