Счетная палата рекомендовала принять бюджет в первом чтении

24 ноября 2020
Счетная палата Бурятии в соответствие с законодательством дала свое заключение проекту республиканского бюджета на трехлетний период. Заместитель председателя Счетной палаты Михаил Егоров, характеризуя  основные параметры бюджета, обратил внимание на предельное значение дефицита республиканского бюджета, в сумме 4 млрд. 482 млн. рублей. 
«Дефицит республиканского бюджета на 2021 год предлагается утвердить с превышением на 13,4 млн. рублей максимально допустимого значения, установленного статьей 92.1 Бюджетного Кодекса РФ, - подчеркнул представитель контрольного органа. - Необходимо отметить, что указанное превышение заявлено в пределах суммы бюджетных ассигнований, направленной на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
В качестве источников финансирования дефицита предлагается определить поступления от размещения государственных ценных бумаг РБ в объеме 2,0 млрд.руб. и положительную разницу между привлеченными и погашенными банковскими кредитами в объеме 2 млрд. 952 млн.руб., что соответствуют статье 95 БК РФ, из которых 470 млн.руб. предлагается направить на погашение задолженности перед Российской Федерацией.
Предлагаемые к утверждению законопроектом верхние пределы государственного долга Республики Бурятия на 1 января 22, 23 и 24 годов в размерах 20,5 млрд.руб., 23,6 млрд.руб. и 26,8 млрд.руб. составят, соответственно: 69,0%, 76,8% и 82,6% от максимально допустимого значения объема региональных государственных долговых обязательств, установленного статьей 107 БК РФ.
Доля объема расходов на обслуживание долговых обязательств в отчетном финансовом году и плановом периоде составит, соответственно: 9,4%, 11,7% и 14,7% от максимально допустимых значений, рассчитанных в соответствии со статьей 111 БК РФ (на 2021 год – не более 10,7 млрд.руб.; на 2022 год – не более 9,2 млрд.руб.; на 2023 год – не более 8,8 млрд.руб. 
Анализ прогнозируемой динамики изменения объема и структуры долговых обязательств в текущем году позволяет сделать вывод об обоснованности расчетных значений государственного долга, отраженных в составе представленного законопроекта.
Представленным законопроектом предлагается утвердить на первый и второй годы планового периода условно утверждаемые расходы в суммах 1 334,0 и 2 766,0 млн.руб. соответственно, что выше минимально допустимых показателей, рассчитанных в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 184.1 БК РФ.
Как уже было отмечено выше, объем собственных налоговых и неналоговых доходов на 2021 год в законопроекте прогнозируется на уровне 29,8 млрд.руб., что на 2,4% превышают  уточненные плановые назначения текущего года.
Из основных бюджетообразующих налогов рост поступлений прогнозируется по НДФЛ (102,6% к плану текущего года), акцизам (109,0%), налогу на имущество организаций (116,2%), налогу на добычу полезных ископаемых (120,2%), однако снижение – по налогу на прибыль организаций (92,1% к прогнозу текущего года) и по УСНО (90,0%).
В ходе проведения экспертизы законопроекта, Счетной палатой РБ был проведен анализ динамики исполнения доходной части республиканского бюджета за истекший период текущего года, по результатам которого, с учетом информации, содержащейся в приложенных к законопроекту материалах, были сделаны выводы о недостаточной обоснованности заявленного прогноза поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением УСНО, и по налогу на добычу полезных ископаемых. 
Более того, процесс формирования и исполнения республиканского бюджета в 2019-2020г.г. позволил выявить отдельные недостатки, возникающие при планировании объема налоговых платежей в области недропользования, которые мы отразили в своем заключении.
За период с 2012 по 2019 год удельный вес УСНО, поступившего в доходы республиканского бюджета за 10 месяцев соответствующего финансового периода в годовом объеме кассовых поступлений варьировался от 90,0% до 93,4%, средневзвешенный показатель составил 91,5%.
По налогу на добычу полезных ископаемых - от 74,8% до 89,8%, средневзвешенный показатель составил 82,4%.
Принимая во внимание ряд неблагоприятных факторов, связанных прежде всего с распространением новой коронавирусной инфекции, а также отмену с 1 января 2021 года режима налогообложения в виде ЕНВД и как следствие необходимость перехода на иные режимы налогообложения. И проект закона, предусматривающий предоставление в очередном финансовом году достаточно существенных льгот по уплате УСНО.
Предлагается установить  прогноз поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением УСНО, в доходы республиканского бюджета на 2021 год на уровне средневзвешенного значения в 894 млн. 757 тыс.руб.  с его последующей корректировкой в течение очередного финансового года с учетом динамики исполнения бюджета.  
По налогу на добычу полезных ископаемых. Согласно материалам, приложенным к проекту Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2019 год…» в первом чтении, прогнозируемый объем НДПИ был установлен в размере 728 913,5 тыс.руб. В своем заключении Счетной палатой РБ была поставлена под сомнение обоснованность указанных расчетов в связи с тем, что по прогнозам Минприроды РБ ожидалось исполнение по НДПИ в 2019 году на уровне 898,9 млн.руб. Кассовое поступление данного налога по результатам 2019 года составило 921 389,568 тыс.руб. Таким образом, разница между первоначальным прогнозом и результатами кассового исполнения по указанному налогу по итогам 2019 года составила 192 476,1 тыс.руб., или 26,4%. 
Учитывая заявленный в Прогнозе СЭР показатель индекса-дефлятора «Добыча полезных ископаемых (раздел В)» на 2021 год в размере 109,1% и динамику поступления текущего года, полагаем возможным определить среднее значение вероятного прогноза поступлений НДПИ на 2021 год на уровне 1 331 881,3 тыс.руб.
В рамках расходов республиканского бюджета в 2021 году предусмотрено финансирование 24 государственных программ в общей сумме 73597,5 млн. рублей, в том числе за счет республиканских средств – 54455,4 млн. рублей, за счет федеральных средств – 19142,1 млн. рублей. Программно-целевые расходы составляют 95,6% всего объема расходов республиканского бюджета на 2021 год, причем их общее снижение по сравнению с аналогичными расходами 2020 года, составляет 7,1%. Также следует отметить, что снижение за счет федеральных средств составило 22,8%, при увеличении суммы расходов за счет республиканских средств на 0,1%.
Полагаем, что при подготовке законопроекта ко второму чтению на заседаниях рабочих групп поднятые в докладе вопросы будут урегулированы. В целом по законопроекту считаем возможным рекомендовать принять его в представленной редакции в первом чтении».


Назад к списку
 Поиск: