Георгий Мадаев: «Бюджет формировался в непростых условиях»

24 ноября 2020
На состоявшихся публичных слушаниях, посвященных  проекту закона Республики Бурятия  «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», главный финансовый документ представил исполняющий обязанности министра финансов Бурятии Георгий Мадаев: 
- Бюджет формировался в непростых условиях социально-экономического развития? связанных с распространением коронавирусной инфекции. С учетом текущей экономической ситуации при формировании бюджетной политики на предстоящую трехлетку мы исходили из необходимости сохранения преемственности основных приоритетов, определенных в предшествующем периоде и скорректированных с учетом необходимости решения первоочередных задач, в том числе определенных в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года.
В проекте предусмотрены финансовые ресурсы для выполнения принятых публичных нормативных обязательств, получения гражданами образования, медицинской и социальной помощи, обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, осуществление дорожной деятельности, поддержка сельскохозяйственного производства и многое другое.
Основные характеристики проекта на  2021 год составляют:
доходы - 72,5 млрд. рублей, расходы -77,0 млрд. рублей, дефицит бюджета - 4,5 млрд. рублей,.
Снижение экономической активности в связи с пандемией сказалось на снижении поступления доходов в текущем году и на прогнозе поступления доходов в 21-23 годах. По мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции на 2022-2023 годы основной целью налоговой политики станет постепенный возврат и сохранение устойчивого роста доходов бюджета. 
На данном этапе планирования объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2021 год прогнозируется в сумме 29,8 млрд. рублей, или 109,7 % к ожидаемому исполнению в 2020 году и 95,8 % к утвержденным назначениям 2021 года  в бюджете на 2020-2022 годы.
В целом объем безвозмездных поступлений учтен на 2021 год в размере 42,7 млрд. рублей.
Объем в части дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности учтен на уровне текущего года в объеме 21,8 млрд. рублей. 
Необходимо отметить, что в проекте федерального бюджета общий объем дотаций на выравнивание субъектам РФ на 21 год предусмотрен на уровне 20 года в объеме 717,9 млрд. рублей. В бюджете на 20-22 годы было утверждено 730,8 млрд. рублей, снижение на 1,8 %. Данный объем сохраняется на 22 год (в 20-22 годах было утверждено 743,5) и только в 23 году увеличивается на 1,8 % (731,2 млрд. рублей). Ранее объем ежегодно индексировался на уровень инфляции. 
Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда в проекте федерального бюджета предусмотрены ежегодно в объеме 90,0 млрд. рублей или со снижением на 10 % к утвержденным назначениям в федеральном бюджете на 20-22 годы. Республике Бурятия предусмотрено 1,6 млрд. рублей, снижение к уровню 2020 года на 11,1% (-196,2 млн. рублей). 
Целевые трансферты предусмотрены согласно параметрам проекта федерального бюджета, внесенного в Госдуму  и по действующим соглашениям.
В соответствии со статьей 205 Бюджетного кодекса РФ распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной год и плановый период является предметом рассмотрения проекта федерального бюджета во 2 чтении.
Работа по уточнению финансовой помощи из федерального бюджета продолжается. Объем безвозмездных поступлений будет доработан ко второму чтению.
Расходы республиканского бюджета в основном учитывают ранее сформированную систему приоритетов. Это меры, направленные на повышение качества жизни жителей республики, бюджетных услуг, поддержание уровня социальной обеспеченности, поддержку и стимулирование экономики, развитие инфраструктуры.
Общий объем расходов республиканского бюджета на 2021 год предусмотрен в объеме 77,0 млрд. рублей, на 2022 год 67,4 млрд. рублей, на 2023 год – 64,6 млрд. рублей.
Бюджет сформирован в программной структуре расходов, предусмотрена реализация 24 государственных программ, с объемом финансирования в 2021 году 73,6 млрд. рублей, 2022 году - 64,2 млрд. рублей, 2023 году - 60,2 млрд. рублей, соответственно.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета по-прежнему занимают социальные расходы. Так, на государственные программы по  развитию социальной сферы предусмотрено в 2021 году – 48,5 млрд. рублей.
В рамках данного направления предусмотрена реализация программ по развитию образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки граждан, физической культуры и спорта, сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия. 
Безусловным приоритетом является обеспечение социальных обязательств перед гражданами республики. 
На реализацию ГП «Социальная поддержка граждан»  предусмотрено в 2021 году 12,1 млрд. рублей.
В непростых для всех условиях очень важно обеспечить все виды поддержки семей с детьми, социальную поддержку ветеранов, обеспечив их финансирование в полном объеме. 
В связи с этим на социальную поддержку в сфере семьи и детства предусмотрено в 2021 году - 1,9 млрд. рублей, пожилых людей в 2021 году - 1,7 млрд. рублей, отдельных категорий граждан в 2021 году – 4,2 млрд. рублей.
Кроме того, с 1 февраля 2021 года предусмотрена  индексация на  прогнозный уровень инфляции (индекс потребительских цен) мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по 12 видам выплат на 3,8 %.
В рамках Федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» будут продолжены следующие меры социальной поддержки:
- единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский капитал при рождении второго ребенка в объеме 526,0 млн. рублей; 
- ежемесячные выплаты, при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в объеме 767,9 млн. рублей;
- ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в объеме 1 254,2 млн. рублей;
- предоставление республиканского материнского капитала семьям, среднедушевой доход которых ниже полуторакратной величины прожиточного минимума в Республике Бурятия, при рождении третьего или последующих детей в размере 101,7 млн. рублей.
С учетом вызовов текущего времени приоритетность бюджетных расходов на здравоохранение повышается. 
Законопроектом на финансовое обеспечение ГП РБ «Развитие здравоохранения» предусмотрено в 2021 году 13,9 млрд. рублей.
В целях участия в программе модернизации первичного звена, запускаемой с 1 января 2021 года, в проекте в 21 году в полном объеме  обеспечено финансирование программы государственных гарантий оказания медицинских услуг – 5,0 млрд. рублей. Прирост расходов к уровню текущего года 4,3%. 
Таким образом, оказание медицинских услуг населению республики обеспечено в полном объеме в соответствии с федеральными нормативами объемов и стоимости услуг.
Запланированы средства на оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, развитие первичной медико-санитарной помощи, охрану здоровья матери и ребенка, оказание паллиативной помощи, лекарственное обеспечение, кадровое обеспечение, развитие объектов здравоохранения.
За счет средств республиканского бюджета в соответствии с федеральным законодательством учтены расходы  на уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2021 году – 7,3 млрд. рублей.
На реализацию ГП «Развитие образования и науки» направляется в 2021 году 18,3 млрд. рублей.
Основное место занимают бюджетные ассигнования на реализацию образовательных программ дошкольного, общего и дополнительного образования, программ среднего профессионального образования и профессионального обучения.
С 2021 года учтено изменение:
- подходов к расчету нормативов по уровням образования (402,1 млн. рублей).
- предусмотрена компенсация питания родителям детей с ограниченными возможностями, обучающихся в республиканских общеобразовательных организациях в объеме 28,9 млн. рублей. 
- увеличен набор студентов в медицинские колледжи на 270 бюджетных мест, авиационный техникум на 100 мест.
В рамках реализации ГП «Культура Бурятии» предусмотрено предоставление государственным учреждениям, оказывающим услуги в сфере культуры субсидий на выполнение государственного задания по оказанию услуг - обеспечена реализация мероприятий направленных на сохранение культурного и исторического наследия республики, на улучшение технического состояния зданий и сооружений в отрасли «Культура», на образование в сфере культуры и искусства, на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение кукольного театра, на развитие и укрепление материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек, продолжена грантовая поддержка проектов в области культуры  и другие мероприятия.
На ГП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» заложено в 2021 году 1,6 млрд. рублей.
Приоритетами в области спорта и физической культуры являются создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни. 
Предусмотрены расходы на развитие массового спорта и спорта высших достижений, организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
С 2021 года в связи с планируемым вводом в эксплуатацию Регионального центра по стрельбе из лука увеличено финансирование содержания объектов спорта на 29,1 млн. рублей.
В целях развития инфраструктуры предусмотрена реализация государственных программ: 
- «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», 
- «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», 
- «Формирование комфортной городской среды»,
- «Развитие внутреннего и въездного туризма Республики Бурятия»,
- «Комплексное развитие сельских территорий Республики Бурятия».
Объем запланированных средств на 2021 год по данному направлению составляет 11,3 млрд. рублей с ростом на 17,7 % к уровню 2020 года.
В рамках ГП «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» в приоритетном порядке осуществляется финансирование Дорожного фонда. Формирование его регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым объем Дорожного фонда составил в 2021 году составил 4,4 млрд. рублей. Средства Дорожного фонда будут направлены на развитие сети и содержание в нормативном состоянии автомобильных дорог регионального и местного значения.
Увеличение объема Дорожного фонда связано с увеличением прогноза поступления доходов, формирующих фонд.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг, стабильности выполнения общественно значимых маршрутов из республиканского бюджета продолжится государственная поддержка различных видов транспорта. В 2021 году продолжено предоставление  субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям воздушного транспорта в сумме 62,3 млн. рублей, субсидия на организацию перевозки  пассажиров в поездах пригородного сообщения в сумме 59,6 млн. рублей.
На реализацию ГП «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» направляется в 2021 году 5,1 млрд. рублей.
Предусмотрены  расходы на развитие жилищного строительства в Республике Бурятия, развитие жилищно-коммунального комплекса  Республики Бурятия, в том числе Федеральный проект «Сохранение озера Байкал» 2021 год – 1 115,8 млн. рублей, Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» на 2021 год – 478,3 млн. рублей.
Уменьшение в 2021 году параметров финансового обеспечения по подпрограмме «Развитие жилищного строительства в РБ» связано с завершением в 2020 г. строительства автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ за счет субсидии из федерального бюджета на стимулирование программ развития жилищного строительства в рамках Федерального проекта «Жилье» и средств софинансирования из республиканского бюджета. В 2021 году данная субсидия не предусмотрена.
Изменение параметров финансового обеспечения по подпрограмме «Развитие жилищно–коммунального комплекса РБ» обусловлено увеличением в 2021 году:
- расходов за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 1,1 млрд. рублей на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, в рамках Федерального проекта «Сохранение озера Байкал», 
- субсидии из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты теплоснабжения на 0,3 млрд. рублей, а также дополнительных расходов за счет средств республиканского бюджета для завершения в 2021 году реконструкции указанных объектов. 
Кроме того, увеличен объем средств по подпрограмме «Повышение качества водоснабжения РБ» в связи  с увеличением в 2021 - 2022 гг. субсидии из федерального бюджета на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках Федерального проекта «Чистая вода».
В целях развития экономики предусмотрена реализация государственных программ: 
- Экономическое развитие и инновационная экономика;
- Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли;
- Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия;
- Развитие лесного хозяйства;
- Развитие имущественных и земельных отношений;
- Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
- Содействие занятости населения
Объем запланированных средств на 2021 год по данному направлению составляет 6,7 млрд. рублей.
На реализацию ГП «Развитие  агропромышленного комплекса и сельских территорий»  направляется в 2021  году 1,2 млрд. рублей.
Предусмотрены средства на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в сумме 146,4 млн. рублей,  поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в сумме 147,9 млн. рублей,  Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в сумме – 75,3 млн. рублей,   оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства - 69,4 млн. рублей,  достижение целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса - 159,4 млн. рублей, на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической  модернизации агропромышленного комплекса -  60,0 млн. рублей, и другие мероприятия.
В целом при формировании расходов по программе сохранены существующие направления, с учетом уровня софинансирования относительно предоставляемых средств из федерального бюджета.
На реализацию ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» направляется в 2021 году 1,8 млрд. рублей.
Предусмотрены расходы на формирование благоприятной инвестиционной среды, в том числе реализация мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
На реализацию ГП «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» направляется в 2021 году 508,4 млн. рублей.
На поддержку малого и среднего предпринимательства предусмотрено в 2021 году - 292,3 млн. рублей, в том числе на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности  – 165,0 млн. рублей, на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков, направленных на реализацию инвестиционных проектов – 3,0 млн. рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения по подпрограмме «Малое и среднее предпринимательство» обусловлено: 
- уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 86,1 млн. рублей, в 2022 году на 99,9 млн. рублей в связи с сокращением финансовой поддержки из федерального бюджета. В 2023 году предусматривается финансирование из федерального бюджета мероприятия по созданию промышленных технопарков (218,0 млн. рублей). 
Изменение параметров финансового обеспечения по подпрограмме «Машиностроение, металлообработка, лесная и легкая промышленность» обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 7,0 млн. рублей, в связи с завершением государственной поддержки (с 2012 по 2021г.) ООО «Бурятмяспром» (компенсация части платы за пользование кредитами коммерческих банков).
Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на 2021 год предусмотрены в объеме 27,7 млрд. рублей и составляют 36,0% в расходах республиканского бюджета к 1-му чтению.
При этом, объем МБТ, распределенных между бюджетами МО, составляет 26,4 млрд. рублей, в том числе: дотации – 2,6 млрд. рублей (9,9%), субсидии – 13,1 млрд. рублей (49,5%), субвенции – 10,0 млрд. рублей (38,1%) и иные межбюджетные трансферты 0,7 млрд. рублей (2,5%).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются согласно Бюджетному кодексу и в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Республики Бурятия «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия».
В соответствии с Законопроектом «О внесении изменений в Закон РБ «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия»» в расчете налогового потенциала вместо ЕНВД учтен налог по УСНО. 
Расчетный объем дотации на 2021-23 годы предусмотрен на уровне 2020 года в размере 3 361,0 млн. рублей.
На 2022-23 годы предусмотрены не распределенные объемы дотации в размере не более 20% общего объема указанных дотаций: на 2022 год – 598,1 млн. рублей, на 2023 год – 672,2 млн. рублей. 
В целях стимулирования роста налоговых доходов муниципальных районов на 2021-23 годы по согласованию с представительными органами муниципальных образований установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ бюджетам 11-ти районов.
Объем дотации, замещаемой допнормативом от НДФЛ, на 2021 год составил 756,1 млн. рублей.
Субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) на содержание и обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений предоставляются в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, в том числе на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на:
- заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда;
- коммунальные услуги. 
Объем субсидии на 2021 год предусмотрен на уровне 2020 года в размере 1 023,3 млн. рублей. 
Дополнительно будет учтена потребность на индексацию заработной платы работников муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, финансируемых из местного бюджета, на 3%.
Субсидии на обеспечение сбалансированности местных бюджетов по социально значимым и первоочередным расходам предоставляются в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов по следующим расходам:
- заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда;
- коммунальные услуги;
- приобретение твердого топлива и газа.
В проекте республиканского бюджета на 2021 год объем данной субсидии предусмотрен на уровне 2020 года в размере 300,0 млн. рублей и будет распределен в 2021 году по итогам рассмотрения параметров местных бюджетов.
На  непрограммные  расходы в проекте  бюджета предусмотрено в 2021 году 3,4 млрд. рублей,  в 2022 году – 3,1  млрд. рублей,  в 2023 году 4,4 млрд. рублей. В составе непрограммных расходов сформирован резерв на повышение заработной платы в 2021 году -  1,6 млрд. рублей. Кроме того, в 2022-2023 году условно утверждаемые расходы 1,3 млрд. рублей, 2,8 млрд. рублей.
В целях обеспечения финансирования расходных обязательств дефицит республиканского бюджета в 2021 году увеличен  до 15% от прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов и составил - 4,5 млрд. рублей, при ограничении по соглашению о реструктуризации бюджетных кредитов не более 10 %.
Дефицит республиканского бюджета в 2022-2023 годах составляет 10% от прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов.
В связи с дефицитным финансированием бюджета в 2021-2023 гг. продолжается нарастание государственного долга Республики Бурятия. По итогам 2021 года объем государственного долга Республики Бурятия составит 20,6 млрд. рублей (по рыночным обязательствам – 18,8 млрд. рублей).
Расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия запланированы в 2021-2023 годах в объеме 1, 0 млрд. рублей,                  1,1 млрд. рублей и 1,3 млрд. рублей (в 2020 году по СБР (ноябрь) – 1,1 млрд. рублей).
На данном этапе работа по формированию бюджета не завершена. Планируется уточнение объемов финансовой помощи из федерального бюджета.
Бюджет, который мы рассматриваем сегодня, сложный, формирование его осуществляется в условиях дальнейшего снижения финансовой  гибкости бюджета. В  этих условиях одной  из важнейших задач является консолидация бюджета, как за  счет  доходов,  в  том числе  путем привлечения средств  из федерального бюджета, так и за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, повышения эффективности бюджетных расходов».


Назад к списку
 Поиск: