1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.
Обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска.
А
обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.
Факторы риска:
• Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида.
• Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками.
• Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к
давлению сверстников.
• Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость
настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей,
поведения и т.д.).
• Раннее начало половой жизни.
• Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.
• Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.
• Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.
Факторы защиты:
• Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие
конфликтов в семье.
• Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к
стрессам.
• Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем.
• Регулярное медицинское наблюдение.
• Низкий уровень криминализации в населенном пункте.
• Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы,
устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение.
• Соблюдение общественных норм
Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед
собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.
Технологии и методы профилактики алкоголизма.
1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что
настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем
запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку.
Каждый человек должен иметь возможность
поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую
поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним
тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие (семья, друзья, коллеги) легче
справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди,
имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические
ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной
зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя
у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном
воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового
образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы
настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него
активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование
стремления на прекращение употребления алкоголя.