Банда товарищей
Семьдесят процентов школьников, звонивших на телефон доверия, жалуются на конфликты со сверстниками
—Мама, а у тебя так не было?— спросила как-то вечером девятилетняя Маша.— Чтобы в горле как будто что-то мешает, ты глотаешь, а оно все равно не проходит
Шестиклассница Катя Морозова оказалась в центре конфликта и с учениками, и с педагогамиЛишь только дети успевают выйти из младшего школьного возраста, конфликты их друг с другом становятся практически неизбежными.
Дать исчерпывающий ответ, как вести себя подростку, которому объявили бойкот одноклассники, невозможно— в каждой конкретной ситуации нужно действовать по обстоятельствам, утверждают психологи.
Поэтому именно к ним надо обращаться взрослым за помощью. Ребенок может найти выход и самостоятельно. Но, скорее всего, этот путь так или иначе обернется во вред ему самому.
Гордость до болезни
Психологи считают, что, если классный руководитель находит способ занять ребят, вероятность бойкотов в коллективе будет намного меньше. Точно такого же мнения придерживается и Валентина Федоровна Морозова, бабушка шестиклассницы Кати из школы №32. Вялотекущий конфликт с одноклассницами, который тянется еще с мая прошлого учебного года, в октябре привел ее внучку на больничную койку.
За две недели до конца последней четверти Катя повздорила со старостой класса Юлей, с которой они и раньше не дружили. Но тут дошло до открытого противостояния: после «выяснения отношений» девочка пришла домой в синяках, а назавтра ей объявил бойкот весь класс. С ней никто не разговаривал. Катя встретила обидчиков с гордо поднятой головой.
—Я их игнорировала,— спокойно говорит девочка.— Они не здороваются, а я специально громко здороваюсь со всеми.
Взрослые же уповали на то, что за три летних месяца ситуация разрешится сама собой. Но в сентябре все началось сначала.
—Одна девочка со мной общается, но она в эту «банду» и не входила,— пожимает плечами Катя.— И еще две, но они разговаривают, только пока Юля не видит…
Тут уж бабушка решила вмешаться. В сердцах она высказала классному руководителю, что погода в классе зависит в первую очередь от педагога. Но делу это не помогло. Напротив. По профильному предмету классной— русскому языку— девочка с тех пор не получала больше двойки.
—У меня так-то тройка,— тихо говорит она.— Я пишу с ошибками, но устно могу ответить! А тут я руку поднимаю, просто из парты выпрыгиваю, а она ноль внимания.
Момент истины наступил в пятницу две недели назад на уроке литературы. Даже не дослушав выученное Катей стихотворение, учитель во всеуслышание заявила, что в любом случае снизит ей оценку на балл и никогда не поставит пятерку. В дневнике красовались четыре двойки подряд за письменные работы.
После этого девочка проплакала все выходные. А в ночь с воскресенья на понедельник ее увезли на «скорой» с острым приступом астмы.
—До этого у нее последний приступ был, судя по карте, года два назад,— говорит Галина Васильевна Дмитриева, аллерголог детского городского аллергоцентра, которая вела Катю в стационаре.— И вот на фоне острого респираторного заболевания психоэмоциональный фактор вполне мог явиться провокатором.
Школьная администрация в курсе происходящего.
—Родители изначально заняли неправильную позицию,— считает завуч Нина Даботкина, и.о. директора школы.— Они настроены агрессивно, разговаривают с нами на повышенных тонах. Классный руководитель утверждает, что она ничего подобного не говорила, но я думаю, что какие-то слова все-таки прозвучали... Я ее просила следить за собой.
Нина Степановна считает, что бойкота как такового нет, просто Катя слишком эмоциональна. На вопрос, почему в таком случае с ней до сих пор не поработал школьный психолог, пообещала, что теперь он этим займется. Что же касается заниженных оценок, то выходом должна будет стать независимая оценка знаний девочки.
Комок в горле
Бойкот, который объявили Кате Морозовой одноклассники, выдержит не каждый взрослый. Но ребенка к серьезному стрессу может привести даже мелочь.
—Для меня это настоящий шок,— говорит Алина Васильевна, мама девятилетней Маши Перфильевой, пятиклассницы из школы № 25.
А начиналось все вполне невинно: в самом начале года Маша, до тех пор ударница, пропустила неделю из-за того, что мама водила ее на медосмотр. Сначала Алина Васильевна даже не обратила внимания на то, что дочь категорически отказывалась идти в эти дни в школу, даже если они еще успевали к третьему-четвертому уроку.
—А им,— рассказывает женщина,— первая учительница привила такую «традицию»: в опоздавшего все тыкают пальцем, смеются и кричат: «Опоздала, опоздала!»
Такой обычай мама и раньше находила весьма неприятным, но ей даже не приходило в голову, что у Маши перспектива публичного осмеяния вызывает настоящую панику. И пропустив ту, первую неделю, девочка так и не осмелилась прийти в класс.
Родные ни о чем не догадывались. Мама-военнослужащая вынуждена проводить на службе большую часть времени, обычно даже без обеда. Все, что она могла, это позвонить домой и спросить, пошла ли Маша на уроки. И та неизменно отвечала, что все в порядке. А сама оставалась дома.
Выяснилось все случайно— женщина обратила внимание, что последние записи в дневнике дочки датированы прошлой неделей. После трудного для обеих объяснения Маша искренне пообещала больше так не делать, но…
—Следующие две недели слились для меня в сплошной кошмар,— устало вздыхает Алина Васильевна.
В общей сложности за первую четверть Маша пропустила 20 учебных дней. Мама и дед перепробовали и наказания, и уговоры, не помогло ничего. Столкнувшись с любой сложностью— резким словом учителя, обещанием чьей-то родительницы «оборвать уши» за шалость, дразнилкой мальчишек, ссорой с девочками,Маша прекращала ходить в школу.
Она и сейчас посещает уроки нерегулярно и неохотно. Девочка часто жалуется маме на кошмарные сны и комок в горле, а перед выходом из дома порой запирается в туалете и долго плачет.
—Я пыталась разговаривать с их классной,— говорит Алина Васильевна,— но она мне сказала, что просто она «почувствовала вкус свободы» и надо быть строже. У нас вообще-то в классе дети хорошие. Но их надо сейчас направлять. Я не понимаю, куда смотрит школьный психолог.
В принципе, он действительно обязан отслеживать ситуацию, пояснила Татьяна Семенова, главный специалист отдела образования ГУО. Но в 25-й школе такой единицы сейчас вообще нет, рассказала Елена Ларченко, директор школы. Конфликты призван разрешать специальный совет профилактики, заседающий еженедельно. Но о проблемах с Машей Перфильевой классный руководитель администрацию школы в известность не поставила. Первый учитель Маши, Дарима Ухинова, отрицает, что в ее классе когда-либо смеялись над опоздавшими.
Екатерина Сирман.
Тел. 21-45-77,
e-mail: rinabor@mail.ru.
Фамилии девочек изменены по этическим соображениям.
Комментарий психолога
Не попасть в тупик
Психолог Елена Алексеенко считает, что девочки, оказавшись в стрессовой ситуации, выбрали собственные пути преодоления кризиса. Пути взаимоисключающие: одна ушла из конфликта, другая демонстративно осталась в нем, загнав обиду в глубину души. Беда в том, что оба выхода изначально были ошибочными. Подростку, попавшему в эпицентр конфликта, нужно в первую очередь не замыкаться в себе, а рассказать кому-то о случившемся. Идеально, если это будут родители или школьный психолог, говорит она.
Дети в этом возрасте изо всех сил стараются быть взрослыми, но фактически они еще малыши и реакции у них соответствующие. Может быть несколько вариантов. Проще всего убрать ребенка из ситуации— но в таком случае надо помнить, что сам он остается прежним и на новом месте конфликт может повториться. При этом страдает и учеба.
Можно пересилить себя и ходить в школу, несмотря ни на что, но тогда почти неизбежно «вылезает» вся психосоматическая патология— от астмы до язвы желудка. Не исключены и еще худшие последствия— и асоциальное поведение, и даже суицид, причем демонстративный, как способ заявить: «Мне плохо, помогите!». От взрослых— и родителей, и учителей— тут требуется весь возможный такт.
Педагоги действительно нередко самоутверждаются за детский счет, тут дает себя знать профессиональная деформация личности. К сожалению, учителей от бога — единицы. Но и всем остальным стоит помнить, что дети в младшем подростковом возрасте часто реагируют на тон взрослого, не слыша смысла его речи. Грубоватая шутка с целью «подстегнуть», необдуманное слово могут нанести серьезную моральную травму. Нужно больше чуткости, больше индивидуального подхода.
Родителям ни в коем случае нельзя бросаться в крайности— как безоговорочно принимать сторону ребенка, так и вставать под флаги противника. Нужно попробовать увидеть всю ситуацию, отдельно поговорить с классным руководителем. Зачастую выход есть— порой достаточно просто перед кем-то извиниться. Главное, чтобы подросток знал: родители с ним вместе, они искренне хотят помочь и заслуживают доверия. Их дело— научить свое дитя отстаивать свою точку зрения не кулаками и не истерикой, а разумными и четкими доводами. Только так можно избежать конфликта вообще. Если родители чувствуют, что сами не справятся, нужно обратиться к психологу.
Вообще же без помощи специалиста в этом вопросе не обойтись.
—Задача школьных психологов,— говорит Елена Владиславовна,— не тестировать детей, бесконечно выясняя, кто лидер, кто отверженный, а проводить тренинги, чтобы в игровой форме снимать проблему. Это, конечно, требует определенных усилий, но именно в тренинговой форме ребенок получает тот опыт, который воспринимает как свой личный, который он может применить в жизни.
Если в вашей школе нет психолога или ребенок не хочет с ним общаться, можно обратиться на телефон доверия 268-167, ежедневно с 20.00 до 08.00.
Назад к списку