В малом зале Народного Хурала РБ состоялась презентация книги «Трасса мужества», рассказывающей о вкладе республики в строительство БАМа
Финансовую поддержку в издании книги оказали организации, непосредственно принимавшие участие в строительстве: ОАО «Бамтоннельстрой», «Нижнеангарсктрансстрой», главы администраций Муйского, Северобайкальского районов и г. Северобайкальска, «Сибирьтелеком», Министерство культуры РБ. В рамках презентации прошел показ видеоматериала, посвященного тоннелестроителям БАМа.
Как отметил директор представительства ОАО «Бамтоннельстрой» в Улан-Удэ, депутат Народного Хурала РБ Федор Иванович Чебунин, «участие в создании исторической летописи БАМа - скромный вклад «Бамтоннельстроя» в празднование 30-летия стройки века. Это юбилейная дата и для нашей организации».
- Давайте вспомним, с чего начиналась история.
- Впервые о необходимости альтернативной Транссибу дороги заговорили в 1924 году. Инициаторы проекта видели в нем не только стратегический маршрут на случай войны, но и путь для освоения далеких сибирских богатств. Начавшееся в 1937 году строительство оборвала война. И только в 1974 году к строительству магистрали мы смогли вернуться. Предстояло проложить маршрут через горные хребты. 9 января 1975 года было создано Управление строительства “Бамтоннельстрой”.
- Сколько тоннелей на счету тоннелестроителей БАМа?
- Первый однопутный Нагорный тоннель был сдан уже в 1979 году на линии БАМ – Тында - Беркакит протяженностью 1352 метра. Через шесть лет сдан в эксплуатацию следующий - под перевалом Даван. Длина основного тоннеля 6687 метров, но для его сооружения строителям пришлось пройти более 14 километров. Далее, один за другим, были пройдены четыре Мысовых двухпутных тоннеля, Кодарский однопутный тоннель (Читинская область).
Гордостью тоннельщиков, безусловно, стал Северомуйский тоннель - самый протяженный в России (15343 метра). Он же и самый сложный: большая его часть находится в зоне тектонических разломов. До его строительства обходной путь составлял 62 километра и был настолько сложен и опасен, что поезда шли по нему со скоростью 20 км/час. На подъемах составы поднимали вспомогательные локомотивы. Инженерная задача крайне усложнялась наличием разломов. Вопрос стоял даже о прекращении строительства. Технологий такой сложности в то время не было по всей стране.
- И как же удалось решить эту проблему?
- Руководство “Бамтоннельстроя” приняло ряд неординарных решений. Одно из них – применение технологий химического закрепления горных пород. Также пошли на оснащение стройки самой передовой импортной техникой. Но что немаловажно, все инженерные изыскания делали наши специалисты.
По сути, Северомуйск стал огромным полигоном для испытаний новейшей техники и технологий. В декабре 2003 года по Северомуйскому тоннелю прошел состав. Это была наша общая победа и точка в истории строительства БАМа.
- А в истории “Бамтоннельстроя”?
- По мере окончания строительства, постепенно, “Бамтоннельстрой” начал строительство подземных сооружений по всей стране. Бамовские строители с их уникальным опытом были востребованы в других уголках страны.
Сегодня это динамично развивающееся предприятие, продолжающее бамовские традиции испытания и внедрения новейших технологий строительства. 24 дочерних предприятия строят тоннели в Краснодарском и Красноярском краях и на Дальнем Востоке, метрополитены в Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске. В составе холдинга работают более шести тысяч человек.
- Любопытно, какие сегодня применяются технологии?
- Наши технические возможности позволяют использовать все известные в мире способы строительства тоннелей. Результат: отклонения сбойки встречными забоями составляют…50 миллиметров. Что касается технологий, применяется как черновая, так и постоянная отделка. Сегодня все шире используется сейсмостойкая двухслойная отделка с использованием гидроизоляционных материалов. Современный тоннелепроходческий комплекс «LOVAT» позволяет максимально упростить трудоемкий процесс строительства. И, разумеется, на этом процесс эволюции не остановится.
- Намерены осваивать новые сферы?
- Почему бы и нет? В текущем году «Бамтоннельстрой» приступил к строительству обводных водосборных тоннелей Саяно-Шушенской ГЭС. И с этого же года «Бамтоннельстрой» начинает освоение нового направления своей профессиональной деятельности - реконструкцию взлетно-посадочных полос аэропортов. Символично, что пилотный проект стартует именно с территории Бурятии, где состоялось становление коллектива тоннелестроителей. Хотелось бы, чтобы на этом направлении «Бамтоннельстрой» достиг таких же результатов, как и в тоннелестроении.
- Как вы отметили 30-летие магистрали и своего предприятия?
- Мы постарались, чтобы каждый, кто внес весомый вклад в строительство, был отмечен. Вручены почетные грамоты и благодарственные письма строителям. Ветераны «Бамтоннельстроя» награждены памятными знаками, а самые заслуженные - золотыми почетными знаками отличия. В Красноярске, где сегодня находится головное предприятие, прошли торжества. Отмечалось это событие и в Улан-Удэ.
Но, по большому счету, самая большая награда участникам легендарной стройки - сама магистраль. Бамовцы дали миру настоящий урок мужества. Еще раз хочу от имени руководства «Бамтоннельстроя» поздравить всех тоннелестроителей республики с юбилеем и пожелать здоровья, успехов и бамовского упорства в достижении цели.
Беседовала Марина СТЕПАНОВА
"Прайм-ТВ"
Глава: Общество
Тип новости: Новость
Назад к списку