Еще раз о развитии диалога бизнеса и власти: что мешает созданию технопарков?

06 ноября 2005
Развитие малого и среднего бизнеса в России – тема далеко не новая, и слов по этому поводу уже было сказано немало. О необходимости государственной поддержки частного предпринимательства неоднократно говорилось с самых высоких трибун. Правда, большинство инициатив пока не увенчались успехом – перехода от слов к конкретным сдвигам в этой области не произошло, по крайней мере, в большинстве случаев. Между тем, очевидно, что своими силами, без развития частного сектора, государству вряд ли реально добиться желаемого увеличения экономического роста, развить промышленность и побороть инфляцию. Все эти темы сегодня обсуждали участники пресс-конференции, организованной общероссийской общественной организации "ОПОРА России". В частности, президент Сергей Борисов отметил, что большинство крупных предприятий по-прежнему полагается на собственные силы, не прибегая к взаимодействию с малыми предприятиями. Между тем, за границей ситуация складывается совершенно иным образом. Например, концерн Toyota работает примерно с 30 тыс малых предприятий, успешно конкурирующих между собой и работающих на конкурентоспособность конечного продукта. Это явно свидетельствует о необходимости создания в России кластеров - объединений родственных предприятий, производств, организаций - с целью системного повышения их совокупной эффективности, считает С.Борисов. Ярким примером такого кластера являются знаменитая Силиконовая долина в США и подмосковный Зеленоград. Кроме этого, необходимо активизировать создание промышленных парков и технопарков. Эксперт подчеркнул, что малый бизнес проявляет большую заинтересованность в таких формах организации работы. В настоящее время примерно 80 проц малых предприятий заняты в торговле, и лишь около 15 проц - в промышленности. Такое соотношение необходимо в корне менять. По мнению С.Борисова, малый бизнес должен быть больше востребован в промышленном производстве и в сфере инновационных технологий. Создание промпарков и технопарков, по его словам, позволит решить этот вопрос. По словам участников конференции, на заседании Совета по конкуренции, прошедшем 30 сентября текущего года, было сделано немало для реализации всех этих инициатив. По словам директора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Саида Баткибекова, его ведомство к 1 февраля подготовит и внесет в правительство предложения по созданию промышленных парков и технопарков в России. Кроме этого, будут разработаны меры по поддержке малого и среднего бизнеса, такие, как создание венчурных инвестиционных фондов, бизнес-инкубаторов и проч. И власть, и бизнес пришли к необходимости искать новые, более продуктивные формы взаимодействия, поскольку существующие не оправдывают себя в должной степени и во многом устарели. По мнению С.Баткибекова, необходимо принять меры по поддержке экспорта продукции, и, прежде всего, это касается малого бизнеса. Очень важно и участие бизнеса в образовательных процессах. Предприниматели должны участвовать в разработке образовательных стандартов для специалистов, которых вузы готовят для работы в той или иной сфере, кроме того, активнее финансировать обучение молодых специалистов. Отдельный момент – взаимная нехватка информации. Крупные компании мало что знают о подрядах и возможностях, предлагаемых мелкими предпринимателями, а ведь такое сотрудничество зачастую может быть более выгодным, чем работа с "серьезными" партнерами. У мелких же бизнесменов, напротив, мало маркетинговых инструментов, чтобы донести перечень предлагаемых ими возможностей сотрудничества до крупных заказчиков. Еще одна проблема, о которой говорили участники конференции – несовершенство законодательной базы и бюрократизм, мешающие развивать прогрессивные формы взаимодействия власти и бизнеса. По словам руководителя комиссии "ОПОРЫ России" по строительству и девелопменту Алексея Кожевникова, существует целый ряд факторов, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в строительной отрасли. Это высокие налоги, административные барьеры и дорогие кредиты. Нормы выкупа земельного участка сегодня непрозрачны, и вся процедура в целом может занять до 1,5 лет. Согласование сметной документации также в среднем растягивается на 1,5-2 года, столько же занимает подключение к инженерным коммуникациям. Такие сроки неприемлемы для бизнеса, поскольку предприниматель вынужден тратить время, ресурсы и немалые деньги. В этих вопросах бизнес хочет рассчитывать на поддержку государства. В качестве примера А.Кожевников привел пример промышленного парка, организованного на территории Архангельской области. Предприятия области специализируются на переработке древесины, и в настоящее время всю ее можно назвать кластером. До 50 проц населения заняты в лесоперерабатывающем комплексе, продукция которого пользуется спросом у зарубежных производителей благодаря дешевизне и качеству. Область обеспечила транспортную доступность к основным предприятиям. Но есть и проблемы: в Архангельске необходимо развивать производство, которое давало бы больше НДС и делало товар конкурентоспособным по отношению к западным аналогам. Например, не ограничиваться продажей за границу сырья и полуфабрикатов, а самим создавать мелованную бумагу, этикетки, упаковку. Сейчас нам приходится экспортировать многие эти товары из Финляндии, где они стоят немалых денег. Между тем, финны делают их из нашего сырья, используя прогрессивные технологии. Именно на развитие технологий глубокой переработки древесины в Архангельске и рассчитан один из пилотных проектов технопарков, о котором говорили участники конференции. Важное значение здесь имеет поддержка со стороны муниципалитетов, которые, в свою очередь, получат налоговые поступления в бюджет. Первые такие парки заработают в России не раньше 2007 г, отмечают участники конференции. Пока планируется, что их будет шесть, отметил С.Баткибеков. Он также уточнил, что в бюджете 2007 г будут заложены средства на создание таких парков. Пока лишь предстоит определить модель функционирования парков, а также регионы, где они будут создаваться, дискутируется даже способ управления техно- и промпарками. Возможно, это будет государственная компания, а возможно – частная. В последнем случае цена аренды помещений и производственных мощностей, предоставляемых технопарком, может быть существенно выше. В любом случае, государство и бизнес вместе должны определить критерии отбора предприятий, которые будут работать в этих парках и формы господдержки малого бизнеса. По словам С.Баткибекова, это может быть как прямое финансирование в виде грантов, так и финансирование услуг по маркетингу, сертификации, патентованию, участию в международных выставках и ярмарках, которыми будут пользоваться компании. Налоговых льгот для технопарков не предусмотрено, однако бизнес надеется на снижение административных издержек и других материальных затрат, которые приводят к удорожанию себестоимости продукции. Вот лишь один пример – в России существуют неоправданно высокие тарифы на подключение к электросети. Сегодня это составляет 1000 евро за 1 КВт, в то время как в той же Скандинавии эти расценки в несколько раз меньше. По словам участников конференции, специально созданная рабочая группа готовит доклад в правительство, в котором будет учтено все вышесказанное. Возможно, кластеры, техно- и промпарки наконец перестанут быть лишь темой для обсуждения, и обретут реальное воплощение. До тех пор, пока этого не произойдет, об увеличении экономического роста, снижении инфляции и росте доходов граждан можно будет лишь мечтать, отметили докладчики. Прайм-ТАСС

Назад к списку
Поиск: