Халатность с всеобщего «согласия»

18 ноября 2005
Борцы с коррупцией обвиняют главу Селенгинского района в разбазаривании бюджетных денег, тот считает, в свою очередь, что с ним сводят счеты Прокуратура Бурятии отменила постановления о прекращении уголовных дел в отношении главы Селенгинского района Нимы Бадмаева и вновь возобновила их по статье «Халатность» По статье «Растрата и присвоение» вновь начато следствие и в отношении коммерческих предприятий, которые с резолюцией главы получали казенные деньги. Причина в том, что комиссией по противодействию коррупции при Народном Хурале республики выявлены новые факты, связанные с распределением бюджетных средств в районе. Почти 40 млн. рублей, выделенных из бюджетов разных уровней для Селенгинского района, в течение нескольких лет оседали и таяли в частных предприятиях, утверждает председатель антикоррупционной комиссии Игорь Бобков. Деньги в виде субвенций попадали в коммерческие структуры с резолюцией главы района Нимы Бадмаева. Часть этих предприятий принадлежала близким родственникам главы муниципального образования. Деньги в бюджет района не возвращены. Сам Бадмаев категорически не согласен с такими выводами комиссии и предъявляемыми ему обвинениями в хищении и халатности: «Просто в моем лице Бобков, видимо, нашел объект для нападок. Это же дело надо еще доказать!» В конце 90-х годов по статистике республики Селенгинский район считался одним из самых депрессивных. Градообразующие предприятия были закрыты: разрез «Холбольджинский», шахта «Гусиноозерская», радио­завод, некогда один самых крупных в Бурятии. В 1998 году стали предприниматься меры по улучшению положения Селенгинского района. В декабре этого года девять миллионов рублей были выделены для строительства и создания теплотрассы «ГРЭС—город». На всю сумму было оформлено налоговое освобождение. С проверкой в 2002 году в Селенгинский район направляется правительственная комиссия. Выводы проверяющих оказались неутешительными. Тепломагистраль не только не была введена в эксплуатацию. Освоенными из 9 млн. рублей оказались лишь 199 тысяч 402 рубля. Более того, как указано в официальной справке, «с декабря 1998 года 9 млн. руб. находились в обороте коммерческих структур и использовались на строительство тепломагистрали крайне неудовлетворительно». Сам руководитель района по данному факту предпочел комментариев не давать. Это право он предоставил Светлане Аюшеевой, начальнику финансово-экономического управления района: —Во-первых, это были зачетные годы. Тогда практически не было «живых» денег. И эти 9 млн. руб. пришли в форме взаимозачета в конце года. Соответственно работы можно было начать лишь с наступлением оттепели, в мае-июне. Кстати, в 1999 году пришло уведомление о возврате из этой суммы 1 млн. руб. и речь должна идти только о 8 млн. руб. Но опять «живых» денег не было, поэтому все затягивалось. Комиссия поняла, что не по нашей вине теплотрасса не была запущена. И нам в справке так и написали: «ввиду объективных причин предоставить для окончания работ по теплотрассе дополнительно 1 год». Теплотрасса была-таки введена в эксплуатацию. На нужды без нужд В 2001 году в условиях реструктуризации угольной отрасли в район из республиканского бюджета поступило 2 млн. 750 тысяч рублей. На эти деньги собирались построить станцию по очистке и обеззараживанию воды и приобрести оборудование для лечебно-профилактических учреждений. Все эти мероприятия относятся к социальной сфере, поэтому финансирование проходило на безвозвратной и бесплатной основе. Предприятия, пожелавшие получить кредит и принять участие в этой программе, должны были отбираться только на конкурсной основе. Вместо намеченных планов деньги распределяются главой района коммерческим предприятиям на создание новых рабочих мест, как на социальные нужды, на безвозмездной и безвозвратной основе. Хотя по закону предприятия должны были вернуть эти деньги. Позже выбранные главой ООО «Орхон 1», ООО «Толи» и ГУП «Забайкаллес-интербизнесплюс» обанкротились и реорганизовались. В 2002 году неисполненные пункты по социальным нуждам Бадмаев повторно включает в программу стабилизации Гусиноозерска. В 2003 году с пометкой «На социальные нужды» правительство выделяет 2 млн. 20,7 тыс. рублей. И снова без бизнес-планов, без конкурса, на безвозмездной основе деньги уходят коммерсантам, теперь в ООО ПФК «Дюкон». По бюджетному законодательству РБ, на всю взятую сумму, на случай форс-мажора, предприятие должно представить залоговое имущество. В данном случае договор залога с ООО ПФК «Дюкон» администрация района заключает лишь на часть суммы— 981,15 тыс. рублей. Почему субвенция на социальные нужды дважды так и не была использована по назначению, Бадмаев не объяснил. Но подтвердил, что приезжали проверяющие из МВД и Счетной палаты республики. Глава района считает, что проверяющие должны были работать не один день, чтобы сделать точные выводы: —Они занимались проверкой бумаг всего один день и уехали, написав, что это было нецелевое использование средств. Можно было сидеть два-три месяца и разбираться в этом деле! Начальник ФЭУ Селенгинского района Светлана Аюшеева добавляет: «…Вина тут даже не сколько администрации района. Это же коллегиальное решение. Все согласовывалось с правительством РБ, Министерством экономики и окончательную точку ставила уже в Москве организация «Соцуголь». Благие намерения? В мае 2001 года между правительством РФ, правительством республики и администрацией Селенгинского района был заключен тройственный договор. Из бюджетов трех источников в администрацию Селенгинского района поступили 8 млн. рублей в виде субвенции на безвозвратной основе. В свою очередь, администрация района должна была предоставлять кредиты предприятиям и организациям своего района. Основные направления для кредитования: организация общественных работ, поддержка малого бизнеса и содействие в создании новых рабочих мест. По условиям договора, администрация района создала наблюдательный совет. В его функции входило проведение конкурсов по отбору наиболее интересных бизнес-планов, проектов, предпринимателей района. Основное условие— глава района должен был контролировать работу совета. Но председателем становится он сам. Получилось, что контролировать глава района должен был собственные решения по распределению денег. —Просто тогда никаких положений не было, кого мы должны были и могли назначить на должность председателя наблюдательного совета,— уточняет Бадмаев.— Поэтому на первое время председателем стал я. Через полтора года был назначен другой человек, один из моих заместителей. А пока Бадмаев контролировал сам, кому и сколько выдать. На создание комплексного производства по выпуску базальтоволокнистых теплоизоляционных материалов предприятию ООО «Базальт» перечисляются 3 млн. 250 тысяч рублей. Одним из учредителей ООО «Базальт» является родной сын Бадмаева. В качестве залога фирма предоставляет здание самого завода, оцененное в 5 млн. 239,2 тыс. рублей. Но, согласно данным баланса, такое помещение за предприятием не числится, оно муниципальное. Несмотря на это, как и в предыдущих случаях, Бадмаев подписывает договор. На момент проверки в 2002 году установлено, что эти деньги были использованы не по назначению. Благосклонность администрации района к ООО «Базальт» исчисляется не одним миллионом рублей. Всего с 2001 года из средств республиканского, федерального и местного бюджетов оно профинансировано в общей сложности на 19 млн. рублей. На сегодняшний день ООО «Базальт» признано банкротом. На данном предприятии введено конкурсное управление и все имущество в скором времени будет распродано с молотка. Новому предприятию ООО «Гусиноозерский Гумат», которое должно было изготавливать гуминовые препараты и удобрения, выделяется ссуда 1 млн. рублей. Однако предприятие так и не заработает со ссылкой на неэффективность производства и технологические недоработки. Позже «Гусино­озерский Гумат» вместе с ООО «Орхон 1» было реструктуризировано в ООО «Бурятуголь». Один миллион рублей так и не возвращены, проценты за пользование кредитом не уплачены, залоговое имущество, указанное в договоре, так и не арестовано. ООО «Слэп» по договору собиралось заняться переработкой древесины. Пре­дусматривалось создание новых 15 рабочих мест. В состав учредителей фирмы входил родной брат главы Селенгинского района. Залоговое имущество предоставляется муниципальное. Зная об этом, Бадмаев, являясь председателем наблюдательного совета, договор залога подписывает. На выделенные деньги приобретается лесопильное оборудование. А чуть позже заключается «дополнение» к договору залога. Теперь ООО «Слэп» в качестве залога предоставляет новое оборудование, которое фактически и так принадлежит муниципалитету. Проценты за пользование кредитом не гасятся. Предприятие не работает. Ситуацию, сложившуюся со всеми предприятиями, Бадмаев оценивает так: —На тот момент, честно говоря, мы в правовом плане были безграмотны. В этом, конечно, есть вина администрации. Ведь это все были новые предприятия, люди, можно сказать, приходили без ничего за душой. Поэтому ожидать сразу эффекта нереально. А намерения-то, согласитесь, были благие. По ООО «Базальт», конечно, иллюзий не питаем, деньги вернуть вряд ли получится. А с другими предприятиями работаем. Рассчитаться они обещают. Часть из них уже начала гасить кредиты… Все движения бюджетных денег не остались незамеченными. В октябре 2003 года и в январе 2004 года в отношении главы Селенгинского района возбуждаются уголовные дела по статье 263 УК РФ «Халатность». Прекращены они были за «деятельным раскаянием» чиновника. Сейчас Бадмаев признается, что его раскаяние было вынужденным: —Я ни в чем не признавался. Честно говоря, просто уголовные дела в прокуратуре мне мешали выставить свою кандидатуру на очередные выборы главы района… Выборы Бадмаев выиграл. Для него это уже третий срок в должности главы Селенгинского района. Туяна Цыренжапова. Тел. 21-45-77, e-mail: tuyanatcir@ mail.ru.

Назад к списку
Поиск: