Пятнадцатилетний педагог

18 ноября 2005
Единственным учителем заболевшей в конце года девочки стала подружка —В свою школу я не вернусь ни за что,— говорит 16-летняя Рита Копосова из поселка Забайкальский.— С друзьями я, конечно, и так встречаюсь... Но если я увижу на улице учителей, я отвернусь. Так же, как они отвернулись от меня Когда улан-удэнка Рита Копосова побежала апрельским деньком навестить родственницу, она и подумать не могла, что эта прогулка перевернет всю ее жизнь. Неудачно упав, девочка сломала ногу. Осложнения посыпались одно за другим, и в итоге она оказалась на инвалидности. Но еще больнее, чем нога, ноет у Риты и ее родных душа. После травмы, полученной 4 апреля, и до нынешнего сентября девочка не училась. Она продолжала числиться за школой № 55, но фактически была аттестована на основании оценок за три первые четверти. —Директор наотрез отказалась помочь нам с домашним обучением,— утверждает Любовь Александровна, мама Риты. —Да мы, наоборот, пошли им навстречу, аттестовали ее, не мучая ослабленного ребенка контрольными! Даже обидно!— всплескивает руками Августина Аюева, директор школы № 55. У каждой стороны— своя правда. Одинаково важны и табель за десятый класс, который девочка получила без лишних проблем, и обида подростка, почувствовавшего себя заброшенным и никому не нужным. Уроки по пути Травму Рита получила в первый день четвертой четверти. Начавшийся утром снег припорошил и без того скользкую тропинку вдоль ручья, Рита оступилась и упала, неловко вывернув ногу. —Жутко было,— рассказывает она.— Я пробовала ползти, потом стала звать на помощь... Бабушка одна шла мимо, она и услышала меня. Споткнулась Рита около 11 утра. Бабушка отыскала дом Ритиной мамы в 3 часа дня. К тому времени девочку уже присыпало снегом. К довольно сложному перелому берцовой кости добавились переохлаждение, травматический шок и гипертонический криз. Неделю Маргарита провела в стационаре. А к середине апреля стало ясно, что за школьную парту она в ближайшее время вернуться не сможет— врачебная контрольная комиссия выдала заключение о необходимости обучения на дому. Любовь Александровна собрала документы и пошла в школу. До конца года оставалось немного, и переводить дочку куда-то казалось нонсенсом. —Но Августина Хандуевна, директор наш, мне отказала,— качает головой Копосова.— До сих пор у меня ее слова в ушах стоят. «Мы вам помочь ничем не можем, идите в 60-ю школу. У нас 9 Мая на носу, учителя все заняты». Максимум, который смогла предложить школа своей выбывшей из строя ученице,— это визиты одноклассницы Саши Митахиной. —Завуч меня отозвала,— вспоминает Саша,— говорит, Рита болеет, ты относи ей уроки, тебе же все равно по пути. Иногда через нее передавали из школы и специальные задания. Впрочем, справиться с ними без помощи учителя подругам удавалось редко. —К примеру, вот по алгебре мне дали сделать упражнения, а я сидела-сидела, ничего не понимаю,— говорит Рита.— До слез доходило. —Я ведь не учитель,— пожимает плечами Саша.— Я объясняю, как могу... Другие задания Рита, страдавшая от болей в ноге и приступов гипертонии, не одолела из-за их объема: так, по географии ей было предложено за неделю написать 5 конспектов, заполнить 2 таблицы и ответить на вопросы об Индии, Африке, Австралии, Китае и США. В итоге она осилила лишь биологию и бурятскую литературу— преподаватель последнего предмета, классный руководитель девочки, единственная написала подробную инструкцию и помогла с учебником. Задело Риту, в начале загоревшуюся идеей учиться самостоятельно, и то, что выполнением заданий, похоже, никто особо не интересовался. Передавала она через Сашу результат или нет, реакции из школы не поступало. Оценок за последнюю четверть ей так и не выставили. С нового учебного года Маргарита Копосова учится в специализированной школе № 60. В конце сентября ей оформили инвалидность. Даже обидно, или Не первый случай Для директора школы № 55 Августины Аюевой претензии Копосовых оказались неожиданностью. Она склонна считать, что сделала все возможное для заболевшей ученицы. —Мы, наоборот, пошли им навстречу,— восклицает Августина Хандуевна.— Одноклассница с ней занималась, а мы все оценки выставили по результатам за три четверти, что делать, раз ребенок болеет!.. Аттестовали так! В школе, по ее словам, был составлен график посещения Риты учителями, провисевший в учительской весь май. Но посещал ли кто девочку согласно ему, равно как и то, какие именно задания передавали ей педагоги, директору неизвестно. Впрочем, она апеллирует к тому, что мама сама просила их не навещать: ни ее, ни Риты не бывает дома, потому что они проходят всех врачей для подготовки к операции. Отчасти это соответствует действительности, но только отчасти: судя по записям в медкарте, к операции девочку начали готовить уже по окончании учебного года. В школе не знают точно, сколько времени Рита провела в стационаре: шесть дней, которые она лежала в больнице, по версии директора, растянулись почти на всю четверть. Поэтому и не было смысла организовывать занятия дома, говорит Августина Хандуевна. —Да там оставалось две недели, только закрепление.Неужели мы должны были ее еще контрольными терроризировать?! Мы ее пожалели, пощадили… Особенно обижает директора реакция Копосовых на фоне того, что у школы № 55, по ее словам, «идет большой положительный опыт по работе с детьми-инвалидами». Как минимум трое учеников с инвалидностью за последние годы прошли здесь обучение, для двоих— Олега Норбоева и Димы Раздобреева— как раз были организованы уроки на дому, несмотря на то, что для школы это было очень нелегко в финансовом отношении. —Искали возможность,— говорит Аюева,— то за счет экономии фонда заработной платы, то наши учителя становились временно совместителями в 60-й школе. Правда, родители обоих ребят о том, как им досталось домашнее обучение, вспоминают не так радужно. —Когда Олег заболел,— говорит Наталья Васильевна Норбоева, мама мальчика,— мы пошли в школу просить о переводе на домашнее обучение. Ну, Августина Хандуевна начала что-то говорить, мол, никак не получится, нет средств на это… И совершенно случайно в это время в школе работала комиссия из ГУО. Муж просто подошел к какой-то женщине из руководства и пожаловался: так и так. Та и говорит директору: это ваша работа, 12 часов, будьте добры, ребенку обеспечьте. Так все и решилось, а то не знаю… Родителям Димы Раздобреева повезло меньше: они, по словам мамы Надежды Александровны, добивались домашнего обучения почти два месяца и добились только после вмешательства министерства образования и контроля со стороны поселковой администрации. —Все это время я ходила в школу прямо настырно, по три-четыре раза в день,— говорит Раздобреева.— Я очень обижена на Августину Хандуевну. Она меня избегала, говорила, что ей некогда... Очень большая проблема была. Сейчас Рита Копосова— полноправная ученица школы № 60. Она очень довольна своими учителями, те, в свою очередь, хвалят ее старательность. Девушка потихоньку наверстывает упущенную четверть: 35-минутные уроки иногда растягиваются на 2 — 3 часа. Тяжело, но впереди большие планы: выздороветь, сдать ЕГЭ и поступить на медицинский факультет. Вот только первого выпускного бала в ее жизни не ожидается: ради него ученики специализированной школы часто уходят на последнюю четверть в свою родную массовую. А ей туда возвращаться не хочется. Екатерина Сирман. Тел. 21-45-77, e-mail: rinabor@mail.ru Комментарий ГУО Девочку обязаны обучать —Здесь на 80 процентов вина мамы, я считаю,— говорит Татьяна Семенова, главный специалист отдела образования ГУО.— Школы в таких случаях часто жалуются на нехватку финансирования, но по закону об образовании девочку должны были обучать на дому. Если бы мама настояла, пришла к нам, мы бы нашли средства. Но она не обращалась. Так что директор со своей стороны тоже права. Комментарий школы №60 «Дети приходят и уходят — это обычное дело» —У нас постоянно дети среди года и приходят, и уходят, это обычное явление, в среднем человек по 30,— говорит Туяна Гашинова, зам. директора по воспитательной работе школы №60 для детей с ограниченными возможностями.— Мы в бюджет на это специально закладываем средства. В этом году уже ребят 15 пришли дополнительно. Инвалидов мы обязаны брать. Но, с другой стороны, мы не берем всех подряд: бывает, что домашнее обучение требуется на короткий период, без оформления инвалидности. В таком случае, если речь идет о сроке хотя бы месяца два или четверть, если ребенку на самом деле сложно, лучше к нам. А если меньше— тогда «родная» школа обязана его обучать.

Назад к списку
Поиск: