Эволюция среднего бизнеса/ Вектор развития сибирского региона способны задавать компании среднего бизнеса
Светлана Ханафиева, АЦ "Эксперт-Регион"
При рассмотрении общеэкономической ситуации вошло в привычку обращать пристальное внимание только на крупнейшие компании - кто, где и на чем больше заработал. Подтверждением служат многочисленные рейтинги "крупняка", будь то проекты федерального масштаба, такие как "Эксперт-400", или глобальные - Fortune Global 500, Forbes и другие. Либо, напротив, предметом активного обсуждения становится малый бизнес, требующий поддержки, - его проблемы и перспективы развития. Оставаясь тем временем, как правило, в тени, компании среднего бизнеса динамично развиваются и формируют тенденции, способные в перспективе существенно повлиять на региональную экономику. На вопрос, кто они, куда направляются и какую силу формируют, дают ответ результаты проекта аналитического центра "Эксперт-Регион" "Лидеры среднего бизнеса Сибири".
Поиски
Уже на этапе обсуждения методики исследования мы столкнулись с доказательством недостаточного внимания к среднему бизнесу. Какие компании можно считать средними? Четкого понятия, в том числе законодательного, нет. Общее представление - весьма смутное.
Основной принцип нашего подхода: средний бизнес определяем в территориальном разрезе, вне зависимости от отрасли. К примеру, компании отраслей "новой формации", начавших формирование в 1990-х годах, сейчас еще только развиваются. Их размеры пока несопоставимы с традиционными промышленными предприятиями. Хотя на своем рынке, безусловно, некоторые из них - лидеры, крупнейшие. Такой подход позволяет оценить их вклад в формирование валового регионального продукта (ВРП), степень влияния на развитие региона, проанализировать основу его будущего роста. Так, в рейтинге Fortune Global 500 первую строчку занимает торговая сеть Wal-Mart, в то время как в российском рейтинге первое предприятие розничной торговли встречается даже не в первой полусотне лидеров.
Формализуя наше понимание, можно выделить три критерия, которым соответствует компания среднего бизнеса. Они не достаточны, но необходимы. Прежде всего это определенные рамки годового дохода - от 150 до 377 млн рублей (верхняя граница определена таким образом, чтобы выборка средних компаний не пересекалась с выборкой крупнейших, см. "Э-С" № 40 (90) за 24-30 октября 2005 г.). Численность персонала не должна превышать 500 человек. Нижний порог определяет отрасль: минимум 30 человек - для лизинговых и ИТ-компаний, розничной торговли, сферы услуг, максимум 100 - для промышленных предприятий. Наконец, важна величина основных фондов. С помощью экспертной оценки можно определить предприятия, где они избыточны, и отсечь бывших гигантов советского периода, сохраняющих огромные производственные мощности и персонал, но в силу разных причин имеющих низкий уровень продаж.
Именно таким образом определена выборка, включающая порядка 700 средних компаний сибирского региона. Их совокупная выручка за 2004 год составила свыше 160 млрд рублей, или порядка 10% сибирского ВРП. Сделаем оговорку, что за показатель ВРП принята совокупная выручка предприятий региона (без учета малых). Безусловно, это не совсем так, но такое допущение достаточно для целей исследования.
В тройку средних компаний с наибольшей выручкой вошли новокузнецкая фармацевтическая компания " Органика" - 377,3 млн рублей, предприятие машиностроительной отрасли "Сибстанкоэлектропривод" - 370 млн рублей и птицефабрика "Евсинская" - 376,3 млн рублей (обе - Новосибирская область).
Основные итоги проекта
При рассмотрении макроэкономических тенденций в центре внимания всегда находились отраслевые гиганты. Мы отслеживаем события и все изменения, связанные с крупным бизнесом. Их имена у всех на слуху. В то время как тенденции, формируемые на других уровнях, отличны. Подтверждение тому - появление в прошлом году столь многочисленной миграционной группы: бывшие средние компании совершили огромный скачок, превышая темпы роста крупнейших иногда в разы, и переместились в разряд крупных. Отмеченные в качестве перспективных отрасли ориентированы прежде всего на внутренний рынок и потребительский спрос. Они преимущественно конкурентны, требуют относительно низких начальных затрат, а компании, работающие на этих рынках, более гибки. При правильном подходе частных инвесторов и грамотной политике региональных властей компании среднего бизнеса способны значительно повлиять на структуру и рост экономики как отдельных областей, так и региона в целом.
Каковы перспективы?
В каких отраслях компании среднего бизнеса выйдут из тени крупнейших и смогут существенно повлиять на региональную экономику? Перенесем полученную картину потенциала роста различных отраслей за счет средних компаний в двухмерное пространство, формируя своего рода матрицу Бостонской консалтинговой группы, в которой условно есть свои "хромые собаки" и "дойные коровы".
Отрасли: вклад в ВРП . Оценим значимость среднего бизнеса в каждой отрасли по вкладу в ВРП. В полиграфической промышленности доля средних компаний в совокупном обороте отрасли наименьшая - всего 0,1%. Самое большое влияние средних испытывает цветная металлургия - до 16,5%. В диаграмме "Перспективность отраслей (долгосрочный период)" отчетливо видны сферы, способные в будущем изменить отраслевую структуру экономики региона. Это торговля (оптовая и розничная), пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, строительство, машиностроение. Здесь при серьезном вкладе в ВРП темпы роста средних компаний и миграционной группы значительно превышают динамику крупного бизнеса - опережение от 8% (в химической промышленности) до 67% (в торговле). Именно эти отрасли должны стать в первую очередь объектом внимания и стимулирования со стороны властей.
Отрасли: рост . Интерес для вложений со стороны частных инвесторов можно оценить, применив другой подход - нужно соотнести потенциал роста отрасли за счет средних компаний с ее текущим темпом роста (см. диаграмму "Перспективность отраслей (краткосрочный период)"). Получим опять же торговлю, строительство, промышленность строительных материалов, полиграфическую промышленность, науку, проектирование и изыскательские работы. Это сегменты, где образование нового бизнеса способно принести наивысшие дивиденды в ближайшей перспективе.
Субъекты . Оба подхода рассматривают средний бизнес в отраслях в рамках всего сибирского региона. Но значение среднего бизнеса для экономики отдельных территорий существенно разнится. Экономическая политика региональных администраций будет более эффективна в отношении среднего бизнеса в Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областях, Республике Бурятия. Именно здесь при относительно высокой доле среднего бизнеса наибольший потенциал роста средних компаний. Опережение динамики развития крупных предприятий средними компаниями и миграционной группой составляет от 7% (в Кемеровской области) до 75% (в Красноярском крае).
Впрочем, интересен и важен не столько масштаб деятельности отдельной компании, сколько скорость его изменения и совокупные темпы развития. На основе этой выборки сформирован итоговый рейтинг лидеров среднего бизнеса - 200 наиболее динамично развивающихся компаний (таблица 1). Участники ранжированы по темпам прироста годового объема реализации за 2004 год по отношению к 2003-му; проанализирована формируемая средними компаниями динамика на уровне отраслей и областей сибирского региона.
Все на своих местах
Для оценки тенденций прошлого года мы рассмотрели две группы предприятий - средние и крупнейшие. При этом в числе региональных гигантов выделили тех, кто оставался среди них и в 2003-м, и в 2004 году, а также тех, кто за последний год перешел из разряда средних в крупнейшие (миграционная группа). В результате сравнения оказалось, что все три группы ведут себя по-разному. Прирост совокупной выручки средних компаний составил 19%, крупнейших - 26%, а превзошла все ожидания миграционная группа - 92%. Тенденции особенно разнятся на уровне отдельных отраслей. Отметим, что некоторые секторы представлены малым числом участников - выборка слишком незначительна, чтобы судить об общих тенденциях. Такова ситуация в стекольной, табачной, фармацевтической промышленности, в здравоохранении, образовании, сферах культуры и искусства, общественного питания.
В каких отраслях средним компаниям нет места? Где у них практически нет шансов в качестве самостоятельных игроков стать определяющей в развитии силой? Ответ лежит на поверхности: это базовые секторы промышленности Сибири. Они высококонцентрированы: рынок поделен между несколькими ключевыми игроками, на которых приходится львиная доля совокупного дохода отрасли.
Пример - угольная промышленность. Неудивительно, что эта отрасль в регионе, богатом природными ресурсами, привлекает пристальное внимание крупных инвесторов. Здесь продолжается процесс консолидации активов, к примеру, поглощения угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий металлургическими компаниями в целях создания вертикально интегрированных холдингов. В руках шести игроков сконцентрировано порядка трех четвертей в объеме реализации крупнейших компаний отрасли. Разрыв в темпах роста здесь наиболее значимый: динамика развития крупнейших в 2004 году по отношению к предыдущему году опережает средних на 72 процентных пункта: 100% против 28%.
Подобная ситуация наблюдается и в электроэнергетике (разрыв между темпами роста средних и крупных компаний здесь составляет 47% в пользу последних). За счет благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке значительно выросла за последний год выручка крупнейших предприятий черной металлургии - на 88% (опережение динамики средних на 47%); лаг между крупными и средними компаниями в цветной металлургии составляет 16%.
Среди непромышленных отраслей динамичнее крупные компании развивались в банковской сфере - отрыв составил 4%. Менее устойчивы к прошлогоднему "кризису доверия" оказались средние банки. На 21% проиграли в динамике крупнейшим средние компании рынка ИТ, телекоммуникаций и связи.
Игра на опережение
Способны ли вообще компании среднего бизнеса значительно влиять на общеотраслевые тенденции или последнее слово всегда за крупнейшими? Насколько велик потенциал роста отрасли за счет средних компаний, определяется соотношением динамики не только крупнейших и средних, но и миграционной группы. Анализ темпов роста мигрантов показал интересные результаты. В первую очередь, замечателен сам факт того, что компания, входившая в число средних в 2003 году, стремительно рванула вперед и перешла в разряд крупнейших. Существование группы доказывает, насколько может возрасти влияние среднего бизнеса на общеэкономические тенденции. Среди мигрантов отмечено 114 компаний с совокупной выручкой порядка 60 млрд рублей.
В различных отраслях миграционная группа вела себя по-разному. Выделить закономерность удавалось, к сожалению, не всегда, потому что в некоторых случаях группа представлена одной-двумя компаниями.
Отметим четыре кластера, объединяющих отрасли по уровню потенциала их роста за счет средних компаний, и сравним динамику развития крупнейших, средних и мигрантов.
Первый кластер: в описанных выше отраслях (угольная и торфяная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, банки, ИТ, телекоммуникации и связь) тенденции миграционной группы в 2004 году были схожи со средним бизнесом - крупнейшие развивались динамичнее и тех, и других. Потенциал роста средних в таких отраслях минимален.
Второй кластер: в некоторых секторах средние отставали по динамике развития от крупнейших, а те - от мигрантов. Поэтому при сложении приростов выручки обеих групп средних - бывших и настоящих - обнаруживается тенденция опережения гигантов отрасли.
Основную массу среди мигрантов заняли предприятия, ориентированные на внутренний рынок: строительные и торговые компании, а также предприятия пищевой промышленности и машиностроения. На 78 фирм этих четырех секторов приходится более 70% общего объема реализации миграционной группы в прошлом году. Опережение крупнейших в этих отраслях составляет от 51% до 68%, с учетом отставания средних от 18% до 33%.
Третий кластер: обозначим те отрасли, где учесть динамику мигрантов не удалось, но где темпы роста средних превысили крупнейших, - легкая, химическая и нефтехимическая промышленность (в обеих на 8%), промышленность металлоконструкций (на 14%) и полиграфическая промышленность (на 40%).
Динамично средний бизнес развивался также в сфере науки и проектирования, финансов и консалтинга. А вот в крупнейшие ни одна компания из этих отраслей не попала.
И наконец, четвертый кластер: наивысшим потенциалом для роста средних компаний обладают те отрасли, где по итогам прошлого года обе группы - средние и бывшие средние - обогнали крупнейших. Такое условие выполняется только в торговле, где сосредоточено большинство средних: на 163 компании приходится объем выручки в размере около 37 млрд рублей, или 23% от общей суммы, заработанной сибирским средним бизнесом в 2004 году. Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках, стабильный рост экспортных доходов предприятий и платежеспособного спроса населения стимулировали развитие средних компаний, работающих внутри страны. В число динамичных торговых компаний среднего бизнеса вошли оптовики, реализующие грузовой и специализированный автотранспорт для сельского и лесного хозяйства, металлотрейдеры, дистрибьюторы компьютерной техники, розничные сети продовольственных и непродовольственных магазинов, аптек, автозаправочных станций, автодилеры и другие. Таким образом, в выигрыше оказались те мигранты и компании среднего бизнеса, которые не стремились выйти зарубеж, а разрабатывали емкий внутренний рынок.
Назад к списку