Перспективы развития сферы культуры в контексте реформ.В.Б.Прокопьев - министр культуры и массовых коммуникаций РБ
Из обязательных этапов реализации переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выполнены первые два: сформированы территории и установлены границы муниципальных образований, определен их статус; проведены выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.
С 1 января 2006 г. закон вступает в силу и наиболее актуальным становятся вопросы бюджетного обеспечения деятельности муниципальных образований отнесенной к их полномочиям. К основополагающим законодательным актам, определяющим расходные обязательства государства в сфере культуры, относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В ст. 44 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Существенная часть социальных гарантий государства в области культуры, закрепленных в Конституции осуществляется через региональные и муниципальные органы власти.
Согласно Закона Республики Бурятия «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия» от 31 декабря 2004 года №985-III у нас создано 296 муниципальных образований, из них: 21 муниципальный район, 2 городских округа, и 273 сельских поселения.
Таким образом, разделяются расходные полномочия по содержанию системы муниципальных учреждений культуры. Сегодня в нее входят 490 библиотек, 540 учреждений культурно-досугового типа, 19 музеев, 71 детская школа искусств. В условиях социального расслоения муниципальные учреждений культуры являются наиболее массовыми и доступными всем центрами информации, просвещения и досуга населения.
Сегодня очевидно явное преимущество муниципальных учреждений культуры перед другими организациями, обеспечивающими культурные услуги в сфере досуга. Это преимущество заключается в системной практике создания культурной среды, в сохранении и приумножении культурных традиций, в близости к населению, в создании условий для социально интеграции всех слоев местного сообщества. Муниципальные учреждений культуры исполняют функции центров инициатив местного населения, патриотического воспитания граждан, сохранения и развития национальных культур, народов проживающих на территории Республики Бурятия. Отличительной особенностью муниципальных учреждений культуры является целенаправленная работа с социально незащищенными слоями местного населения.
Таким образом, крупнейшими производителями услуг культуры и досуга являются муниципальные учреждения культуры, которые в муниципальных образованиях, и особенно в сельской местности, остаются единственными источниками, обеспечивающими конституционные права граждан.
Введенные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» новые подходы могут привести к значительному сокращению или ликвидации сложившейся сети организаций культуры.
Муниципальные районы будут лишены части полномочий в области культуры. Неучастие муниципальных районов в управлении культурой в рамках района приведет к полному разрушению отраслевой системы, что повлечет за собой серьезное отставание поселений в развитии культуры, посколько в данном случае не будет связующего звена между уровнем поселений и республиканским уровнем.
В настоящее время у нас есть возможность изменить сложившуюся ситуацию. Так, вступил в силу Федеральный закон от 12 октября 2005 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах». Указанным Федеральным законом № 129-ФЗ установлен переходный период до 1 января 2009 года, в течение которого субъектам Российской Федерации, где имеются вновь образованные муниципальные образования, дается право своими законами определять порядок решения вопросов местного значения поселений, а также определять порядок формирования бюджетов муниципальных образований. Если указанный закон субъекта Российской Федерации не будет принят до 1 января 2006 года, до окончания переходного периода подобный закон может быть принят лишь не позднее, чем за три месяца до начала очередного финансового года. При этом положения Федерального закона № 131-ФЗ применяются с 1 января 2006 года, в части не противоречащей установленному законом субъекта Российской Федерации порядку. Следовательно, при отсутствии соответствующего закона субъекта Российской Федерации положения Федерального закона № 131-ФЗ вступают в силу в полном объеме с 1 января 2006 года.
Учитывая то, что положения Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеют принципиальное значение для развития культуры в муниципальных образованиях, где сохраняются истоки национальной культуры и сосредоточена подавляющая часть массовых учреждений культуры, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия предлагает внести изменения в Закон Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» №896 – III от 7 декабря 2004 года. Законопроектом предлагается установить переходный период до 1 января 2007 года в части осуществления полномочий органов местного самоуправления в области культуры. Принятие законопроекта позволит сохранить отраслевую 3 –х звенную систему управления культурой и передать часть полномочий от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципального района.
Кроме того, законопроект предлагает наделить правом использования имущества органы местного самоуправления муниципального района для решения переданных полномочий поселения в области культуры, а также учредить в структуре исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципального района органы управления культурой.
На федеральном уровне уже начата работа по внесению изменений в Федеральный Закон №131 – ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в части расширения полномочий муниципальных районов в сфере культуры и искусства.
В плане работы осенней сессии 2005 года Государственной Думы Российской Федерации планируется рассмотрение законопроекта № 188145-4, с принятием которого проблемные вопросы, связанные с реализацией Федерального закона № 131-ФЗ в части полномочий муниципальных районов в области культуры в целом будут сняты, поскольку эти полномочия муниципальных районов уточнены и расширены.
Основные поправки направлены на уточнение формулировок расходных полномочий органов местного самоуправления в области культуры; восстановление расходных полномочий муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области культуры.
Для создания условий по обеспечению населения основными традиционными услугами культуры предлагается дополнить статьи 14, 15 и 16 Федерального закона в части полномочий поселений, муниципальных районов и городских округов конкретными положениями, предусматривающими создание условий для организации досуга и обеспечения населения услугами районных учреждений культуры, сохранение и развитие традиционного народного
художественного творчества; охрану и сохранение объектов культурного наследия районного значения, включая содержание муниципальных музеев.
Для обеспечения реализации предлагаемых изменений проект предлагает внести уточнения в статью 50 "Муниципальное имущество", наделив поселения, муниципальный район, городской округ имуществом, соответствующим их полномочиям.
Мы надеемся, что принятие вышеперечисленных поправок в Федеральный Закон №131 позволит сохранить сеть организаций культуры и искусства и позволит с большей эффективностью выполнять требования Федерального закона и повысить качество исполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязательств.
Назад к списку