Телевидение любит профессионалов
Это доказала девушка из Улан-Удэ, получив высшую награду Национальной киноакадемии
Пронзительный, пробирающий до слез фильм «Фрунзик Мкртчян. История одиночества» прошел на канале «Россия» в марте этого года
А 16 ноября в новостях канала «Россия» многие с удивлением увидели симпатичное лицо нашей землячки. Яна Шарбунаева получила главную телевизионную премию «Тэфи» в номинации «Лучший документальный фильм».
Сейчас Яна работает в столичной телекомпании, где снимаются документальные фильмы для Первого канала и телеканала «Россия».
—Эта история похожа на историю Золушки. Ею в нашей сказке оказался фильм о Фрунзике Мкртчяне,— рассказывает Яна.— Это вообще моя первая самостоятельная работа как автора сценария. А кроме того, наш телевизионный департамент существует на телерынке всего год, и «заработать» «ТЭФИ» с фильмом автора-дебютанта— это совсем не шутки.
Работа над фильмом шла три с половиной месяца. По телевизионным меркам, это немного, но достаточно для того, чтобы, как говорит Яна, «потерять нюх». Фильм «замыливается», и ты уже не понимаешь, хорошо он получается или плохо. Было и отчаяние, потому что очень хотелось сделать кино интересно, чтоб забирало, без занудства и высокопарной пошлости… И кино получилось. Да таким, что, глядя на его кадры, плакали мужчины.
Когда фильм вышел в эфире телеканала «Россия», многие поняли, что это шедевр, по высоким рейтингам и потоку зрительских оценок. Руководство телеканала «Россия» едва не сделало фильм учебным пособием для других производителей. Передавали кассету и говорили:«Вот, посмотрите. Сделайте так же!»
Начался период подачи заявок на участие в «ТЭФИ», и телеканал выступил с инициативой выдвинуть фильм Яны в конкурсную программу. Ни Яна, ни ее коллеги не ожидали, что их фильм войдет в тройку финалистов Национальной телевизионной премии, но «Фрунзик» вышел в финал! А ведь было 30 с лишним претендентов, и все достойные.
О Яне Шарбунаевой
• Окончила факультет иностранных языков БГУ
• На телевидении с 1996 года. Работала в телекомпании «Ариг Ус» корреспондентом программы «Восточный экспресс»
• В Москву переехала в 1998 году. Работала на телеканале «ТВ-6 Москва», в телекомпании «Совершенно секретно»
• В настоящее время— шеф-редактор телевизионного департамента кинокомпании «United Multimedia Projects»
Весь телевизионный опыт Яны в Москве был связан с редакторством. И на «ТВ-6 Москва», и в телекомпании «Совершенно секретно», и в «UMP». Как автор Яна делала лишь передачу «Двойной портрет». А потом, когда на телевидении документалистика стала популярным жанром, девушка работала в соавторстве, совмещая это с редакторскими обязанностями. При ее участии были созданы «Кремлевские дети»— об отпрысках кремлевских бонз, фильмы о Сальвадоре Дали, об актрисе Анни Жирардо, Джеке Потрошителе, Уинстоне Черчилле, Майе Плисецкой, Кристине Онассис, Марисе Лиепе, Леониде Быкове, Никите Михалкове… Всего за три года работы в документальном кино Яна приложила руку почти к сотне фильмов. Два года назад как автор она должна была делать фильм о Далай-ламе, но его тогда не пустили в Россию.
Будучи шеф-редактором, девушке приходится работать с другими сценариями, ездить на съемки, проводить бессонные ночи на монтаже и озвучивании. Это кропотливый труд, требующий полного погружения в материал. К тому же это еще и психологическое напряжение, потому что судьбы у героев фильмов, несмотря на их большие творческие победы, действительно сложные, а порой и трагические.
—Скажу честно, мне сейчас не хватает времени на то, чтобы заняться собственными фильмами. Нельзя сидеть на двух стульях, иначе получается халтура,— признается Яна.
Сейчас она с коллегами работает над несколькими проектами. Два из них на стадии завершения. Первый фильм— о замечательном актере Георгии Буркове (эфир будет в декабре на Первом канале). Другая работа— об актере Борисе Андрееве (эфир запланирован на телеканале «Россия» и тоже в декабре). Еще четыре фильма в съемочно-подготовительном периоде. Это уже проекты следующего года.
—Попасть на телевидение трудно, суметь остаться в нем— тоже нелегко. Зачастую не от тебя это зависит,— считает наша героиня.— Сегодня есть передача, она выходит в эфир, а завтра ее закрывают, и ты на улице. В этом смысле каждый сезон проживаешь как последний. Поэтому мы все стараемся не снижать планку и оставаться профессионалами. А телевидение любит профессионалов.
Нана Бадуева. "Информ Полис"
Тел. 21-45-77,
nana@infpol.ru
Назад к списку