Воспитанники нашего Центра «Парус» говорят нам, воспитателям о том, что им трудно покинуть стены детского дома, удерживает их страх неизвестности, то новое, что ждет их впереди. Каждый выпускник, живи он дома с родителями, и тем более, те дети, которые живут в детских домах, испытывают эти ощущение, перед новым этапом своей жизни. Именно в это время важна поддержка и помощь близких, в данном случае воспитателей и социального педагога, Трое наших воспитанников, как говорили мы ранее, окончили в этом году девять классов и выразили желание поступать в колледжи, то есть уехать из детского дома. Как сложится их дальнейшая жизнь, смогут ли они противостоять трудностям, смогут ли продолжить учебу, будет итогом воспитательской работы коллектива Центра «Парус». Человек, ведь по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, это зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время, причем адаптационные процессы идут постоянно. Социализация воспитанников детского дома носит особенный характер. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин, не воспитывающих своих детей. Эта категория делится на несколько групп: дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка; дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье; беспризорные дети - это специфические дети, имеющие опыт жизни на улице. Воспитанники детских домов в большинстве своем с трудом усваивают программу массовой школы, не проявляют активности в овладении профессиональными знаниями. Они плохо воспринимают общепринятые этические нормы поведения, неустойчивы к криминальным установкам среды и легко вовлекаются в правонарушения. Как избежать всего это нашим воспитанникам, как наставить этих детей на путь истинный, ежечасная проблема и задача педагогического коллектива Центра «Парус». В существующей системе воспитания детей-сирот много нюансов, нет полной возможности решить проблему их адаптации в современном социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей. У воспитанников детских домов масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу - это начать скитаться и чтобы не было этого, чтобы смогли они успешно адаптироваться в обществе, конечно необходима помощь и поддержка, прежде всего воспитателей и социального педагога. Связь с воспитанниками с уходом их не прекращается, всегда есть телефон, по которому можно связаться с нужным человеком, попросить помощи, совета. Уметь ориентироваться в этой жизни, к сожалению, приходится слишком рано нашим воспитанникам, так сложилось в силу обстоятельств, не зависящих от них, и от того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.