2005-12-13 10:13:49 ЛЕОНИД ПОТАПОВ: «В 2006 ГОДУ НАС ЖДЕТ МНОГО РАБОТЫ»
3 декабря 2005 г. на канале «Россия» БГТРК «прямой эфир» с Президентом-Председателем Правительства РБ Л.В ПОТАПОВЫМ. Впервые, благодаря строительству системы спутникового вещания, “прямой эфир” смогли увидеть и телезрители шести районных центров - это жители Кяхты, Гусиноозерска, Закаменска, Багдарина, Петропавловки и Северомуйска
Сегодня мы публикуем печатную версию «прямого эфира», предоставленную отделом информации Правительства Республики Бурятия.
Всего в ходе «прямого эфира» и в период подготовки к нему телезрители Бурятской гостелерадиокомпании задали Л.В. Потапову 195 вопросов. Они касались всех сторон жизни граждан и республики.
Прямой эфир провела главный редактор СТВ Бурятской ГТРК Марина Витальевна ПЕЛЕВИНА.
- Леонид Васильевич, накануне нового года каждый человек живет надеждой на лучшее. В то же время все мы прекрасно понимаем, что жизнь в республике напрямую зависит от ее главного финансового документа – закона о республиканском бюджете. В первом чтении законопроект был принят на 22-й сессии Народного Хурала. Впервые перед сессией прошли публичные слушания. Насколько в главном документе учтены расходные обязательства перед вновь созданными поселениями, муниципальными образованиями и гражданами?
- Действительно, проект закона о республиканском бюджете рассмотрен в первом чтении. Мы определились только с главными параметрами, вся работа над бюджетом 2006 года еще впереди. Впервые в этом году организовали публичные слушания, ознакомили с параметрами проекта республиканского бюджета на 2006 год тех, кто принимал участие в слушаниях. Определенно сейчас я могу сказать одно: приоритет, безусловно, отдадим заработной плате, льготам, субсидиям, то есть социальным расходам. И на будущее внесем коррективы по проведению публичных слушаний. Надо отметить, что рекомендации в этом году были даны в одном направлении: дать больше, увеличить расходы. А вот как увеличить доходную часть бюджета, как развивать налогооблагаемую базу, предложений не услышали. В следующий раз мы сначала обсудим проект бюджета на заседании Высшего экономического совета у президента республики с приглашением глав поселений, районов, специалистов, и только после этого исполнительная власть будет выходить в представительный орган. Такая формула конструктивного взаимодействия исполнительной и законодательной власти, я думаю, будет правильной, и тогда выверенными будут рекомендации.
- Леонид Васильевич, “прямой эфир” был анонсирован, и уже до него мы получили десятки самых различных вопросов. Большая часть из них касалась реализации 122-го федерального закона, особенно в части дополнительного лекарственного обеспечения. Отсутствие необходимых лекарств привело к тому, что многие льготники отказались от соцпакета в пользу денег. Но ведь это не решает проблемы. Лекарства дорожают, и деньги не компенсируют расходов на них. Неужели в республике нельзя было отрегулировать вопрос с дополнительным лекарственным обеспечением?
- С принятием федерального закона
№ 122 о монетизации льгот с 1 января этого года реализуется программа дополнительного лекарственного обеспечения при обязательном медицинском страховании отдельных категорий граждан. На подготовительном этапе действительно было много трудностей. На это есть причины, которые известны всем. Пришлось много работать с Министерством здравоохранения Российской Федерации, руководством Сибирского федерального округа, поставщиком лекарств – ЗАО «Роста». Я лично встречался со многими руководителями, обращался в федеральные органы власти. В итоге эти трудности мы преодолели.
Я назову три цифры по нарастанию. Обслужено сейчас 460 тысяч рецептов, число отсроченных рецептов снизилось с 26 до 0,3 процента.
Если сказать честно, закон о монетизации льгот позволил отдельным категориям граждан получить такой уровень терапии, о котором они раньше и представления не имели. Больные сахарным диабетом, онкопатологией, после трансплантации почек и другими заболеваниями впервые были обеспечены дорогостоящими специфическими препаратами на 100 процентов. Дополнительно мы получили 130 миллионов рублей. И сейчас картина совершенно иная.
Что касается отказа от лекарственного обеспечения, то он идет в основном в сельской местности. И крестьян я хорошо понимаю - ведь живых денег у них бывает совершенно мало. Но есть и другая картина, когда отказываются и не хотят иметь социальный пакет, а потом передумывают и хотят вернуть услуги. У нас сегодня уже 18 процентов льготников, подавших заявления, хотят это сделать. Но вновь вернуть им услуги не позволяет закон. Сейчас в Государственной Думе прорабатывается эта проблема, очевидно, будут внесены поправки в 122-й закон, чтобы у передумавших была возможность вернуться в программу.
- Жилищный вопрос всегда был острым в Бурятии. Сегодня тем более. Что по линии государства предполагается сделать в республике для решения жилищных вопросов малообеспеченных граждан и молодых специалистов бюджетной сферы, где зарплата не позволяет воспользоваться услугами ипотеки?
- Это действительно острый, самый больной вопрос для народа Бурятии, да и для всех граждан России. Сейчас нами разработан проект Закона «О государственной поддержке граждан в улучшении жилищных условий», согласно которому государственная поддержка будет оказываться молодым специалистам, молодым семьям, многодетным семьям, работникам бюджетной сферы, тем, кто приобрел жилье по системе ипотечного жилищного кредитования.
Что такое государственная поддержка? Это, конечно, компенсация части стоимости жилья. Как только закон будет принят Народным Хуралом республики и подписан мною, мы примем постановление правительства республики, где дадим механизм реализации данного закона. Вариантов государственной поддержки очень много. Например, специалист располагает 60 процентами стоимости жилья, 40 процентов выделяет республиканский бюджет. Или же молодая семья на 80 процентов стоимости жилья может взять долгосрочный кредит на 10 лет, 20 процентов компенсирует республиканский бюджет. Методика непростая. Бесплатное жилье будет только для малоимущих граждан, которые получат муниципальное жилье и договор социального найма.
- Леонид Васильевич, жилищно-коммунальная реформа, которая проходит в России, была направлена прежде всего на оказание качественных реальных услуг людям, на прозрачность отношений с этой службой. Но, судя по вопросам, которые к нам поступают, воз пока и ныне там. Так, пенсионерка - улан-удэнка Раиса Николаевна Верник спрашивает: «Когда, наконец, наведут порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве? Слесаря не вызвать, в подъездах грязно. А ведь деньги с нас берут немалые». Роман Николаевич Седых возмущается: «До каких пор мы будем платить деньги за неоказанные услуги ЖКХ?».
- В жилищно-коммунальном хозяйстве проблем много, но выделю основные. Проблемы появились потому, что мощная структура жилищно-коммунального хозяйства раньше принадлежала предприятиям. Но когда экономика предприятий резко ухудшилась, жизненный уровень населения снизился, эту структуру передали нам – местным бюджетам. Здесь и проявились все проблемы ЖКХ. Что самое трудное? Это, конечно, износ основных фондов, а он уже достигает 50 - 70 процентов. Я имею твердое убеждение на этот счет: государство на этом этапе должно продумать, как поддержать в этих сложных условиях жилищно-коммунальное хозяйство.
Еще один момент. Пришло время, когда муниципальное управление должно быть отделено от хозяйственного. В Улан-Удэ приватизировано 80 процентов жилья и хозяева квартир – собственники жилья, в котором проживают. Экономические условия сегодня таковы, что нужно создавать новые организационно-правовые формы, которые могут действовать в рыночных условиях: есть товарищества собственников жилья, в которые можно объединяться гражданам. Управляющая компания может заключить договор с товариществом собственников жилья. Таковы экономические условия. Это не обязательно делать повсеместно. Нужно смотреть, где это экономически выгодно, чтобы эти структуры работали надежно и для блага населения.
Могу перечислить и другие проблемы, но, учитывая эти два направления, проблемы ЖКХ решить реально.
- До сих пор люди сталкиваются с задержкой в назначении выплаты субсидий. Почему в Бурятии такой высокий порог для возникновения права на субсидию – 22 процента от совокупного дохода. В результате многие нуждающиеся субсидии не получают или получают маленькие суммы. Почему в других региона – 15 - 17 процентов? Спрашивает Татьяна Львовна Мурзина.
- 22 процента – это федеральный стандарт. Можно сделать и ниже – 10 - 15 процентов, но это не позволяет наш республиканский бюджет. У нас таких денег нет, а дополнительной финансовой помощи федеральный центр не закладывает. Будет развиваться экономика республики – эти 22 процента снизятся, и мы будем иметь другое пороговое значение.
- Сохранятся ли субсидии в будущем году, не ликвидируют ли их? Анна Георгиевна Сафронова, г.Северобайкальск
- Правительство Бурятии одно из первых предусмотрело и ввело субсидирование граждан. Субсидии на будущий год сохранятся, но по постановлению правительства РБ от 1 января 2005 года поменяются условия и категории граждан их получающих. В центре социальной защиты можно получить все необходимые консультации по этому вопросу.
- Наш частный сектор, который относится к Иволгинскому району, перевели в Советский район Улан-Удэ. В связи с этим мы не можем оформить прописку, без которой невозможно оформить субсидию на твердое топливо. Также существует проблема проведения электричества. Просим содействия в решении этого вопроса. Куда нам обратиться? Дулмажап Ешеевна Дондукова из п. Заречный.
- Для того чтобы передать частный сектор, нужно провести инвентаризацию, межевание, электрификацию и решить другие организационные вопросы. Только после этого город имеет право принять частный сектор на свой баланс, тогда и у населения все вопросы решатся – будет и прописка, и все льготы, которые положены горожанам. Глава Иволгинского района и специалисты Республиканского агентства имущественных отношений должны рассмотреть все условия для передачи этого частного сектора. Этот вопрос я рассмотрю более детально.
- Как вы оцениваете степень подготовки ЖКХ республики и энергетических структур к зиме?
- В этом году к отопительному сезону мы готовились тяжело и трудно. Год оказался сложным потому, что в расходной части бюджета мы отдали приоритет заработной плате, льготам и другим социальным расходам. Денег на модернизацию ЖКХ, на перекладку ветхих аварийных сетей предусмотрено не было. В некоторых вопросах пришлось пересматривать бюджет, изыскивать дополнительные финансовые возможности. В ряде районов были срывы графика, сложности возникли в Прибайкальском, Кяхтинском, Иволгинском районах, но эти проблемы мы решили. В итоге к зиме мы подготовились стопроцентно.
Во время моей командировки в Москву с Министерством финансов РФ удалось решить финансовый вопрос, и дополнительные финансовые средства, связанные с расчетами за уголь, топливо, выделены.
- В связи с высокими тарифами на жилищно-коммунальные услуги просим предусмотреть льготы детям-сиротам, пенсия по потере кормильца мизерная. Почему инвалиды первой и второй группы имеют такие льготы, а дети-сироты не имеют? Надежда Алексеевна Журба.
- Этот вопрос я, безусловно, самым внимательным образом рассмотрю и дам ответ в средствах массовой информации.
- При подписании соглашения с Иркутской областью (еще при губернаторе Говорине) говорилось о реальной возможности снижения энерготарифов в Бурятии, но ситуация не изменилась в лучшую сторону. Более того, с 1 января тарифы вновь поднимутся. Неужели этот вопрос нельзя решить? Петр Васильевич Нестеренко.
- Почему в Иркутске тариф на электроэнергию 36 коп./кВтч, а у нас – 135 коп./кВтч? Петр Тихонович Мурзин.
- Это большой принципиальный вопрос, я его поднимал на Государственном Совете России. Бурятия формирует весь водный ресурс на своей водосборной площади – все 336 рек, впадающих в Байкал, находятся на нашей стороне, и за счет них идет формирование бассейна озера Байкал. Для нас это стоит очень дорого, потому что мы несем повышенные экологические затраты (не буду расшифровывать все проблемы), а весь положительный эффект – в Иркутской области. Меня поддержал министр экономического развития и торговли РФ Г.О. Греф. Герман Оскарович согласился, что такую экономическую неравномерность терпеть нельзя, и это было зафиксировано. И когда я был у президента России В.В.Путина, первый мой вопрос на встрече касался энерготарифов. Принципиальную поддержку президента России мы получили, и теперь совместно с правительством РФ будем решать этот вопрос, разрабатывать конкретные механизмы.
С Иркутской областью мы заключили рамочное соглашение, договорились о том, что будем работать и поддерживать друг друга в создании единой энергетической зоны. Но мы работаем в рамках федерального законодательства, в рамках цен на электроэнергию федерального оптового рынка. Согласно этим тарифам мы должны покупать 70 процентов на стороне и только 30 процентов - на рынке ФОРЭМ. Тариф федерального оптового рынка (ФОРЭМ) не самый низкий - в этом году 46 копеек за киловатт в час. Но мы нашли исключительный вариант: через открытое акционерное общество «МАРЭМ плюс» мы можем получать до 70 процентов энергии по более низкой цене – 36 копеек за киловатт в час. Выигрыш ощутимый. Мы планируем работать через этот субъект рынка в 2006 году. Я думаю, это соотношение удастся не только сохранить, но и увеличить до 85 процентов. Тогда больше 10 процентов роста тарифов на электроэнергию у нас не будет.
- Сегодня заработная плата в бюджетной сфере унизительно низкая. Практически любое ее повышение съедает инфляция. Можно ли как-то разорвать этот замкнутый круг? Долгор Цыреновна Цыренова.
- Мы работаем в рамках федерального законодательства. С 1 января 2005 года зарплата повысилась в 1,22 раза, с 1 сентября 2005 года – в 1,11 раза. С 1 мая следующего, 2006 года, единая тарифная ставка первого разряда тарифной сетки будет увеличена с 800 рублей до 1100 рублей, заработная плата вырастет в 1,3 раза. Это уже заложено в бюджет следующего года.
В прямом эфире БГТРК с участием президента РБ Л.В. Потапова был показан сюжет о безработице и занятости населения. Журналисты БГТРК провели опрос жителей республики, который выявил такие проблемы: студентам, аспирантам нет возможности устроиться на неполный рабочий день, не могут устроиться на работу люди старше 35-37 лет, зачастую - с высшим образованием. Для молодых людей также важно, как оплачивается работа. Официально уровень безработицы Бурятии на 1 ноября 2005 года составляет 3 процента от экономически активного населения.
За 10 месяцев текущего года в центры занятости населения Улан-Удэ обратились более 33 тысяч безработных. Трудоустроились около половины. Востребованы в основном рабочие специальности с использованием тяжелого мужского труда. А для женщин, как правило, вакансии низкооплачиваемые. Работодатели к претендентам предъявляют, как правило, жесткие и регламентированные требования. Особенно трудно устроиться на работу людям предпенсионного возраста. Многих приходится отправлять на досрочную пенсию.
- Леонид Васильевич, вопросов на тему безработицы действительно очень много. Вот, например, вопрос от Любови Васильевны Дубровиной, подтверждающий сюжет, который мы посмотрели. Не принимают на работу людей 35-37 лет, в Гусиноозерске не могут устроиться на работу люди с высшим образованием. Каким образом будут в республике решаться в ближайшие годы проблемы занятости?
- Я разделяю ту тревогу, которая звучит в вопросах. У нас общая безработица сейчас составляет 15,2 процента. Это очень большой процент. В среднесрочной программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2006-2007 годы мы поставили задачу этот показатель снизить до 8 процентов. Это тот уровень, который сегодня в России. Истоки этой высокой безработицы в республике в том, что наш хозяйственно-экономический комплекс, направленный в основном на оборонную промышленность, в переходный период тяжело претерпевает структурные изменения. Почему? Потому что в советское время у нас был большой удельный вес машиностроения. Этот комплекс практически разрушен. Что нас ждет впереди? Есть хорошие перспективы у таких заводов, как авиационный, локомотивовагоноремонтный, железобетонных мостовых конструкций. Думаю, получит дальнейшее развитие приборостроительный завод. Вместе с тем нужно развивать малое предпринимательство, где уже трудится 93 тысячи человек.
В таких условиях важно учить и переучивать людей массовым профессиям. Мы сумели сохранить более тридцати профессионально-технических училищ, хотя федеральный центр с первого января 2005 года прекратил их финансирование. В службах занятости населения увеличивается спрос на переобучение, получение новых специальностей, все расходы компенсируются как из федерального, так и из республиканского бюджетов.
Очень скоро мы начнем осваивать Озерное, Холоднинское, Хиагдинское и ряд других месторождений полезных ископаемых, где будут появляться новые рабочие места. Я возглавляю ряд комиссий по реформированию заработной платы, по организации новых рабочих мест. Также руководители каждого района отчитываются передо мной о том, как они намерены снижать безработицу. Так что проблемам снижения безработицы правительство и президент Республики Бурятия уделяют самое что ни на есть пристальное и неослабное внимание.
- Леонид Васильевич, в связи с посещением республики Германом Грефом была эйфория по поводу федеральных средств, которые уже в конце года начнут поступать в Бурятию. А реально, сколько было обещано, на какие цели они будут расходоваться, когда они ожидаются?
- Я никакой эйфории не испытываю, потому что достаточно хорошо знаю стоящие перед республикой проблемы. Герман Греф посетил Дальний Восток и Забайкалье по прямому поручению Владимира Владимировича Путина. Конечно, и мы тоже усилия приложили, чтобы была высокой эффективность поездки Г.О. Грефа по Бурятии.
Первое, на что обещаны деньги, это – строительство дорог и мостов. Прежде всего, автотрассы Улан-Удэ – Турунтаево - Баргузин – Курумкан, возведение мостов на этой дороге, и на все это будет выделено порядка миллиарда рублей. Также 440 миллионов рублей выделено на реконструкцию взлетно-посадочной полосы Улан-Удэнского международного аэропорта, запланированы средства на реконструкцию республиканской больницы, строительство мусороперерабатывающего завода, детской многопрофильной больницы.
В 2006 году начнем возведение культурно-спортивного и досугового центра в Улан-Удэ. Этот проект интересен тем, что здесь будет участвовать и государственный, и частный капитал. Общая стоимость проекта 60 миллионов долларов США, на рубли это порядка одного миллиарда восьмисот миллионов рублей. Проектно-сметная документация будет сделана в 2006 году, и на смету запланировано 100-150 миллионов рублей. А завершить строительство обещано в 2007 году.
Также начинается финансирование строительства Центра восточной медицины. На проектно-сметную документацию будет выделено 10 миллионов рублей.
Это крупные проекты, о которых мы договорились, их финансирование предусмотрено в федеральном бюджете 2006 года.
Также будем строить или достраивать пять-шесть крупных школ в республике. Правда, в бюджетное финансирование мы не попали, но Герман Оскарович пообещал, что в первом квартале 2006 года этот вопрос решит. Это школа в поселке Орешково столицы республики, в Северобайкальске, в Санаге и так далее.
Деньги начнут поступать уже в первом квартале 2006 года.
- Леонид Васильевич, что предполагается сделать для развития туристического бизнеса, который тоже в какой-то степени может помочь развитию экономики республики?
- Я согласен, что туризм в недалеком будущем будет нашим серьезным подспорьем и внесет существенную лепту в социально-экономическое развитие Бурятии. Но чтобы это стало возможным завтра, уже сегодня надо внести изменения в Закон Российской Федерации «Об общих экономических зонах», где должны быть четко прописаны все условия и нормативы туристско-рекреационной зоны, являющейся одной из разновидностей особой экономической зоны. И я надеюсь, что этот закон скоро будет принят, поскольку вся необходимая и большая подготовительная работа уже проделана. Многих, наверное, интересует содержание туристско-рекреационной зоны по побережью озера Байкал. Это так называемые северная подзона, куда войдут Северобайкальский и Баргузинский районы, центральная подзона в составе Прибайкальского и Кабанского районов и южная подзона, в которой будут Кяхтинский и Тункинский районы. Что конкретно нужно делать по развитию байкальской туристко-рекреационной зоны, какие необходимы здесь инвестиционные проекты, чтобы все наши задумки и решения воплотились в реальность? Помимо чисто технических объектов здесь нужно предусмотреть еще реконструкцию самого здания аэропорта, строительство на его территории современной приличной гостиницы и другое.
Далее – речная и морская инфраструктура, которая сейчас у нас также сильно запущена и не отвечает никаким нормам и требованиям. Здесь необходимо построить новые причалы, пирсы, дамбы, пляжи и так далее. Кроме того, нам в этой зоне необходимо иметь надежную систему электроснабжения и связи. Кстати, недавно я специально по этому вопросу разговаривал с руководителем РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом, который с пониманием отнесся к нашему предложению и обещал свою поддержку в финансировании работ в рамках федеральной целевой программы.
Таким образом, если все, что сегодня в планах и на бумаге, будет сделано, то к 2010-2012 годам в сфере туризма Бурятии, включая смежные отрасли, будет занято около 80 тысяч человек. В целом для выполнения всего комплекса работ потребуется более 30 миллиардов рублей капиталовложений: из российского бюджета поступит 14,5 млрд руб., республиканский бюджет выделит два миллиарда, а остальная часть – средства непосредственно инвесторов. Ведь для них что важно? Чтобы государством были созданы необходимые условия для успешного развития предпринимательской деятельности. Именно об этом мы договорились с Германом Грефом во время недавних деловых встреч с ним в Бурятии и Москве. И, например, сейчас Республиканское дорожное агентство, Министерство промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Бурятии совместно с иркутянами досконально отработали все моменты этой большой работы, успешно защитили свои проекты в Москве и в числе первых внесли их на рассмотрение в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
- Леонид Васильевич, действительно, наша природа, Байкал – это огромное богатство. А ведь республика располагает еще и огромными лесными ресурсами. И в то же время мы часто сталкиваемся с такой большой проблемой, как массовый вывоз необработанной древесины в Китай. При этом наряду с законными вырубками процветает хищение леса. Почему на правительственном уровне не останавливают весь этот произвол?
- Проблема здесь лежит значительно глубже. Раньше республика имела очень приличный лесопромышленный комплекс, где на различных участках и объектах было занято около 30 тысяч работающих. К сожалению, объединение «Забайкаллес» сегодня тоже можно отнести к числу тех предприятий Бурятии, которые не смогли выжить в рыночных условиях и свернули свою деятельность. И если в те годы только по рубкам главного пользования мы готовили до пяти миллионов кубометров леса, то сейчас – только около двух миллионов кубометров. Однако помимо чистой вырубки леса и его продажи в республике сейчас активно идет развитие деревообработки. Здесь я могу назвать такие известные предприятия, как, например, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, где в настоящее время полным ходом продолжается реконструкция и модернизация, Байкальская лесная компания, объединение «Бурятмебель». Что радует особенно – весьма внушительные объемы деревообработки показывают предприятия Закаменского района, где с помощью правительства республики закуплено новое импортное оборудование и внедрена современная технология. И эту работу, считаю, надо продолжать.
Что касается незаконного вывоза древесины, то тут государство должно изменить свою политику, т.е. должно установить высокие пошлины и поставить заслон на вывоз необработанной древесины. Пошлины же на обработанную древесину, наоборот, необходимо сделать минимальными. Тогда только у собственников, производителей будет интерес не везти весь этот сучковатый лес, а отгружать за рубеж готовый пиломатериал. И такое положение будет узаконено государством с 1 января 2006 года.
Конечно, не стоит ожидать моментального поголовного перехода на вывоз обработанной древесины, поскольку это грозит большой потерей рабочих мест лесозаготовителей, срывами договоров и контрактов, закрытием целого ряда предприятий и разорением их владельцев. Но все-таки переходить к новой системе, безусловно, надо, и таможенная политика в области экспорта леса должна быть именно такой.
Теперь что касается деятельности органов местной власти по решению этих «больных» вопросов. Мною как главой республики в 1999 и 2001 годах было издано два указа по пресечению незаконных рубок и незаконного оборота древесины, которые сегодня, между прочим, никто не отменял. Также у нас работает республиканская межведомственная комиссия по пресечению незаконных рубок в лесу и незаконного оборота древесины. Конечно, есть определенные недостатки в этой деятельности, но работа, еще раз повторю, проводится.
- По официальным данным в нашей республике насчитывается только 13 безнадзорных детей, но все понимают, что реальные цифры на порядок выше: сотни родителей лишены родительских прав, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоит почти тысяча подростков. Как нужно решать эту проблему?
- Мы должны видеть коренную, фундаментальную причину данного явления. Это непродуманные реформы, которые привели к резкому снижению уровня жизни россиян. Снижение коснулось и духовно-нравственных начал в российском обществе. И это вызывает боль у многих, а у меня как у всенародно избранного президента Бурятии - тем более. Конечно, тринадцать – совершенно ложная цифра. Что мы делаем для исправления ситуации? Первое, все школы-интернаты, детские дома, которых у нас 27, взяты в республиканскую собственность. Следующим шагом было создание полной базы данных о детях-беспризорниках. Расширили сеть центров социальной помощи семьи и детям, медико-психологических центров для несовершеннолетних. Всем этим учреждениям оказывается государственная поддержка. Правительством принята Концепция круглогодичного отдыха и оздоровления детей. Нынче в республике отдохнуло почти 90 процентов беспризорных детей. Эта проблема и в дальнейшем будет находиться под особым контролем правительства Бурятии.
- Леонид Васильевич, вопрос задают Татьяна Андреевна Звягинцева, Евгения Леонидовна Петрова: «Почему в нашей республике не действует закон о многодетных семьях? Во всей России многодетными считаются семьи, имеющие троих и более детей, у нас же оказывается поддержка только малообеспеченным и остронуждающимся семьям. Разве это не нарушение?».
- Это совершенно правильный вопрос. Мы такой закон приняли. Он просто приостановлен на этот год из-за отсутствия финансовых ресурсов. Мы будем рассматривать все принципиальные вопросы, связанные с бюджетом 2006 года, в том числе будем обсуждать и эту проблему, цена которой порядка 68 млн рублей.
- Лидия Александровна Андреева из села Суво Баргузинского района обращается со своей проблемой: «Мне 51 год и я инвалид I группы, получаю пенсию 4000 рублей, нет своего жилья, в данное время снимаю квартиру с двумя детьми. В деревне работы нет, живём на одну мою пенсию. Обращалась к главе Баргузинского района, но ничего вразумительного мне не сказали. Помогите, пожалуйста, в решении этого вопроса».
- Вам необходимо написать письмо с пометкой «лично в руки президенту», может быть, действительно этот конкретный вопрос можно решить с главой района. Что касается общих подходов, я на них уже ответил.
- Стоит ли надеяться, что внимание к ветеранам не сойдёт на нет уже в следующем году, задаёт вопрос группа ветеранов войны.
- Однозначно могу сказать, что у президента и правительства Бурятии не сойдёт. Наши ветераны заслужили достойную старость. Хочу заверить земляков, что в будущем внимание к нашему старшему поколению не ослабнет.
- И в продолжение темы вопрос от семьи Никифоровых из Улан-Удэ: «Кто теперь будет обеспечивать участников, инвалидов войны автомобилями? Мы находимся на очереди уже два с половиной года».
- В прошлом году было выделено 360 машин. В этом году всего 50, получим, очевидно, ещё 20 автомобилей. Всё зависит от того, сколько денег будет предусмотрено в бюджете Российской Федерации. Сегодня это полностью мандат центра. Этот вопрос также обсуждался во время встречи с председателем правительства Михаилом Фрадковым. Но ещё раз повторяю: это - федеральный мандат.
- Леонид Васильевич, 3 декабря отмечено ООН как международный День инвалидов. Вопрос задаёт Алексей Петрович Евграфьев, инвалид-колясочник: «В нашей республике очень многое делается для данной категории со стороны правительства и вас, Леонид Васильевич, лично. Но всё-таки остаются нерешённые вопросы. В августе 2003 года я был у вас на приёме по жилищной проблеме. В ходе разговора вы обещали лично проконтролировать получение мною квартиры в жилом комплексе для инвалидов-колясочников. Тогда этот комплекс находился ещё на стадии строительства, сейчас его должны сдать в эксплуатацию. Леонид Васильевич, вы помните о своём обещании?».
- Конечно, помню. Это крупный объект, и не помнить просто нельзя. Он строится на условиях софинансирования, т.е. федеральные деньги и республиканские. На будущий год федеральных денег нет. Мы будем рассматривать возможность решения вопроса за счёт республиканского жилья, для этого необходимо 18 млн рублей, и тогда этот жилищный комплекс можем сдать в эксплуатацию.
- Леонид Васильевич, осенью этого года президент России включил вас в состав Президиума Госсовета. Это назначение что-то даёт республике?
- После назначения членом Президиума Госсовета состоялась встреча с президентом России, на которой обсудили самые неотложные проблемы по развитию нашей республики. Есть возможность общаться напрямую с Владимиром Владимировичем Путиным, поднимать проблемы по нашему региону. Это назначение, безусловно, даёт многое для Бурятии.
(Материал подготовлен отделом информации Правительства Республики Бурятия.)
Назад к списку