Увеличение доли интеллектуального труда в Сибири поддержит конкурентоспособность государства

20 декабря 2005
Из выступления Виктора Суслова, член-корреспондента РАН, заместителя директора Института экономики и организации промышленного производства сибирского отделения РАН на Общественных слушаниях по теме: "Новые федеральные инициативы по модернизации Сибири", 14 декабря 2005 г. Я попытаюсь рассказать о некой официальной линии в подготовке документов, которые называются в разных вариантах по-разному, но превалирует название "Стратегия Сибири". Начать я хочу с двух тезисов. Положение Сибири в России во многом аналогично положению России в мире и в мировой экономике. И если мы, как это иногда делает федеральный Центр, ставим под сомнение необходимость особого отношения к сибирским проблемам, то, тем самым, мы фактически ставим под сомнение и наличие и необходимость присутствия России в том статусе, в котором мы хотели бы ее видеть в мировой экономике. Это первый момент. И второй: что бы ни говорили, сказывается фактор климатических условий. Мы, и Россия, и Сибирь в особенности, живем в сравнительно тяжелых, если сравнивать с миром в целом, климатических условиях, и этот фактор, безусловно, не способствует усилению конкурентоспособности. И только увеличение доли интеллектуального труда в том продукте, который производится в России и в Сибири, способно эту конкурентоспособность поддержать. То, о чем говорят - о необходимости перехода на инвестиционный путь развития - для России важно в квадрате, а для Сибири важно в кубе. А теперь о федеральных программах в отношении Сибири: они давно закончились. Федеральные деньги на решение региональных проблем на две трети в 2005 году тратятся на две республики - Татарстан и Башкортостан. Чуть меньше - на Чечню. Есть программа по Калининградской области, по Югу России, программа выравнивания социально-экономического развития в регионах России. Это все по паре миллиардов. Есть программа Дальнего Востока и Забайкалья, это и того меньше - около миллиарда. Это деньги, которые расходует наше государство на решение региональных проблем, располагая к концу следующего года двумя триллионами в Стабфонде и почти что миллиардным профицитом бюджета. Мы, ученые работающие в Сибири, давно пытаемся изменить отношение к ней, и с точки зрения финансов, и с точки зрения имиджа. В последние 10-15 лет Сибирь отставала от России в целом, и внимание федерального Центра к ее проблемам Сибири заметно ослабело. Кстати, что такое Сибирь? Понятие Сибири экономгеографическое - это вместе с Тюменью и Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами. При этом в Сибирский федеральный округ эти два региона не входят. Дальний Восток тоже иногда включают, когда говорят о Сибири вообще. Работая над Стратегией Сибири в первом варианте, это был 2000 год, мы рассматривали Сибирский федеральный округ вместе с Тюменью и Якутией. Работая над вторым вариантом, который вышел в этом году, мы уже говорим только о Сибирском федеральном округе. Обратим внимание на то, что доля СФО в ВВП порядка 10-12%, а доля СФО в федеральных деньгах порядка 4-5%, причем эта доля все время снижается. Это как бы индикатор отношения, внимания опять же, федерального Центра к проблемам Сибирского федерального округа. Обратив внимание на эти вопросы, мы поставили их перед Президентом, когда он был у нас в ноябре 2000 года. Он приехал со своими соратниками, там были Чубайс, Иванов, который сейчас является министром обороны и вице-премьером. Был представлен доклад нашими тремя академиками: директором Института экономики Кулешовым, председателем Сибирского отделения РАН академиком Добрецовым, геологом, и еще одиним геологом, академиком Кантаровичем. В докладе они концентрированно изложили проблемы развития Сибири. Президент дал тогда поручение: разработать Стратегию Сибири, чем мы и занялись. Мы разработали вариант, он долго согласовывался в Минэкономразвития, и в результате от него ничего не осталось. В начале этого года у нас опять был Президент и все министры экономического блока. Они намекнули: мы готовы дать порядка двух миллиардов рублей. Как мы знаем, из этого ничего не получилось - теперь инвестиционный фонд 2 млрд. рублей, и в Сибирь вряд ли что-нибудь попадет. Но, тем не менее, в начале этого года мы подумали и решили сделать новую версию "Стратегии Сибири" с тем, чтобы подготовить почву для правильного использования федеральных денег. Эта версия обсуждалась пока только в Сибири, ее ядро - это крупные инвестиционные проекты, энергетические, это, прежде всего, Восточная Сибирь, транспортная инфраструктура энергетики, тот же самый трубопровод в Перевозную, транспортные проекты. В финансовом отношении главная идея - частно-государственное партнерство. Что из этого получится, пока непонятно, потому что в любом случае требуется одобрение Центра, а будет ли оно, непонятно. Недавно в Красноярске прошел съезд единороссов, и там Хлопонин презентовал другую версию "Стратегии Сибири", хотя он те же самые слова говорил - крупные проекты. Правда, версию единороссов в виде документа, я пока не видел.

Назад к списку
Поиск: