ВЦИОМ провел опрос населения России: как вы дружите с книгой?

20 декабря 2005
Результаты оказались предсказуемыми: более половины сограждан не покупают книги, у трети россиян дома ни одной, а 37 процентов их не читают вообще Для народа, который справедливо считался самым читающим в мире, это, конечно, грустный показатель. Он не из тех, которыми принято гордиться. Может быть, народная тропа из-за дороговизны книг устремилась в библиотеки? Ничуть не бывало, и в библиотеках главным образом вынужденные читатели: студенты и учащиеся, которые не нашли нужного автора в школьных и институтских библиотеках. Да, может быть, и пошел бы кто в этот храм мудрости, но и там не найдешь стоящих новинок, настоящих бестселлеров, потому что они недоступны и библиотекам. Книга стала уходить из личной жизни и потихоньку покидает семью, говорят специалисты-обществоведы и добавляют, что это страшно и последствия для общества непредсказуемы. Книга в жизни старшего поколения действительно занимала свое особенное место. Многие из нас (того самого поколения) могли повторить за классиком: всем лучшим, что есть в нас, мы обязаны книгам. Помню по себе – в тех библиотеках, с которыми сводила судьба, не было книги, которая не побывала бы в моих руках. Сейчас думаешь: может быть, для нас, живших в непростых материальных условиях, книга была вроде опиума, наркотика для того, чтобы на время сорвать «нирвану». Но нет, десятки лет мы жили вполне прилично, книга при этом не только не уходила из нашей жизни, а напротив, во многих семьях росли библиотеки, книги были доступным и любимым товаром. Примеривая на себе отношение нашего поколения к книгам, нельзя было представить его без влияния на это школы и учителей словесности той поры. Здесь, наверное, кому как повезет, но мне на филологов всегда везло. Мои учителя не только могли рассказать об образах, писателях, сюжетах и языке книг, но и сами были личностями. Их уроки воспринимались нами не только уроками литературы, но и уроками жизни – в какой степени мы, ученики, похожи на книжных героев, большинство тем школьных сочинений было как раз на эту тему. Кроме того, хорошим стимулом лишний раз заглянуть в книгу были школьные диспуты, спектакли, теперь вышедшие из моды. Литература, язык той поры не просто были частью учебной программы, они были нравственной базой растущей молодежи. После своих школ и институтов повторили это снова вместе с детьми и внуками, консультируя и натаскивая их по знакомым темам. Недавно вместе с внучкой «закончил» в который раз среднюю школу, по крайней мере, по гуманитарным предметам. Она училась уже в другой школе. За учебную четверть ей приходилось «проходить» чуть ли не всех русских классиков. Скажем, за месяц Льва Толстого, Федора Достоевского и еще кого в придачу. За это время даже просто прочитать «Войну и мир», «Преступление и наказание» проблематично, а тут надо «врубиться» в образы героев, композицию и сюжет произведений, осознать исторические фигуры классиков. И что же? Выходы всегда находятся - сейчас к услугам учащихся краткие «выжимки» из пространных книг, сборники «лучших сочинений», широко представленные на школьном рынке, услуги Интернета по готовым рефератам и сочинениям. Получается эрзац, не оставляющий в душе ребенка никакой нравственной царапины. Никто уже не дискутирует о судьбе Катерины из «Грозы» или Анны Карениной. Вместо школьных спектаклей, которые помогали раскрываться юным талантам и облагораживали слушателей, стали дискотеки, которые не проводятся без присмотра милиции. Как ни горько сознавать, мы девальвировались во всем. По нашей жизни стали и образы из того чтива, которое поставили на поток нынешние издательства. Вряд ли кто из родителей станет понуждать своего ребенка браться за такую книгу. Раньше был популярный анекдот: «Чем отличается интеллигент ХIХ века от интеллигента ХХ века? Первый был слегка пьян, до синевы выбрит и эрудирован от Баха до Фейербаха. Второй - небрит, до синевы пьян и эрудирован от Эдиты Пьехи до иди ты на…». Сейчас эта горькая ирония стала еще актуальнее. А может быть, мы зря зациклились на чтении книг. У каждого времени свои ценности, как говорят философы, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Ну не читает книг моя внучка, хотя в доме приличная библиотека. Ей школа не оставляла для этого времени - больше полдня на уроках, еще столько же за уроками дома. Ничего не изменил институт – поездки по учебным корпусам, неловко спланированный учебный день с «разорванными» парами и т.д. Утром ушла, вечером пришла. А на досуге она увлеченно ковыряется в мобильнике, то настраивает музыкальный центр или телевизор. При этом вроде нормальный человек, поневоле и думаешь: а может, нынче она, эта книга, и не нужна вовсе? Нет, книгу, процесс общения с ней нельзя ничем заменить. Читающего человека сразу узнаешь по культуре мышления, речи, да и вообще по культуре. Может быть, ситуация была бы несколько иной, если бы хорошую книгу заменяла ее электронная форма, как явление времени – телевизор. Но то, что он нам предлагает, не несет ни физического, ни нравственного здоровья молодежи. Как говорит профессор Капица, известный ученый и телеведущий, «нечитающая Россия – это отражение того кризиса, который переживает наша культура, наши идеи, наше общество. Чтобы противопоставить этому какое-то созидательное начало, увы, практически ничего не делается. Возьмите наше телевидение – в большинстве своем это преступная шайка, которая нагло завладела умом и сердцем зрителя. Круглосуточно показывают только мордобой и убийства» («Труд», 15. 11. 05г.). Еще в меньшей степени «обогащают» интеллектуальную составляющую молодежи компьютеры, игровые автоматы и улица. Проблемы трудоустройства молодежи, разрыв между ее возможностями – готовые юристы, экономисты, менеджеры, программисты и т.п., и возможностями экономики – токарь, сварщик, крановщик и т.п., добивают ее и так невысокий нравственный заряд. Отсюда пьянство, наркомания, преступность. Что ж, праздность – мать всех пороков. Сегодня по многим показателям Россия на задворках мировой цивилизации. Вот и по качеству чтения (даже такой показатель есть) мы на 33-м месте из 40 развитых стран. Но и в ныне читающих странах заботятся о дружбе населения с книгами, о планомерном приучении к чтению. В Германии для этого ежегодно ассигнуется около четырех млн евро, а сенат США под пропаганду чтения недавно выделил 25 млн долларов. Правительство Бурятии в проекте бюджета на будущий год исключило из финансирования выпуск журнала «Байкал» - «Байгал». Сил республики хватило на выпуск лишь одного номера в уходящем году. Комментарии излишни. Виталий ПОМУЛЕВ "Прайм-ТВ"

Назад к списку
Поиск: